Bloomberg: атака «Роснефти» на АФК «Система» — это удар по премьеру
По данным агентства, Евтушенков — соратник Медведева, и процесс может быть связан с политикой. По мнению экспертов, «Система» в качестве линии защиты может попытаться солидаризоваться с главой правительства
Читать на полной версии«АФК Система» Владимира Евтушенкова подтвердила получение иска от «Роснефти» и «Башнефти», но считает требования истцов незаконными. Все действия, которые указаны в иске, осуществлялись в соответствии с законом и лучшими практиками корпоративного управления в целях развития бизнеса и роста стоимости «Башнефти», говорится в сообщении АФК Система.
Ранее Bloomberg со ссылкой на бизнесменов и инвесторов сообщил, что процесс может быть связан с политикой. По версии агентства, владелец «Системы» Владимир Евтушенков — соратник Дмитрия Медведева, и поэтому атака на бизнесмена — это удар Игоря Сечина по премьеру. Версия спорная. Евтушенкова, в отличие, скажем, от бизнесмена Зиявудина Магомедова, трудно назвать человеком Медведева. Евтушенков раньше был близок к Юрию Лужкову, у которого с Дмитрием Анатольевичем отношения сложные настолько, что в свое время Медведев уволил московского мэра. Возможно, интересант публикации американского агентства — сама «АФК Система». Власти после мартовских протестов болезненно воспринимают критику Дмитрия Медведева. И в такой трактовке могут вступиться за Евтушенкова в споре с «Роснефтью».
Возможно, причины иска все-таки деловые. Его нет в доступной картотеке Арбитражного суда. Но, как писал «Интерфакс» со ссылкой на источники, «Башнефть», когда ею владел Евтушенков, лишилась нескольких ключевых предприятий. Разобраться по отрывочным сведениям невозможно, но не подлежит сомнению одно: АФК «Система» была основным владельцем фактически частной компании и, исходя из собственных интересов, распоряжалась своей же собственностью. Знала ли об этом «Роснефть», купив в 2016 году «Башнефть» за 330 млрд рублей? Есть основания предполагать, что да. О том, что происходило с «Башнефтью» несколько лет назад, и о причинах иска рассуждает бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко:
— Если считать, что все корпоративные процедуры были оформлены правильно, ну а «Система», как публичная компания, должна была все это дело как-то провести, и сделка с «Башнефтью» тоже была эквивалентная. Это называется выводом активов — с точки зрения «Роснефти».
— На момент покупки «Роснефтью» «Башнефти», может быть, цена должна была быть ниже?
— Цену устанавливало правительство, спорить с этой ценой не было возможности. Сейчас «Роснефть» посчитала, что «а давайте-ка мы компенсируем себе то, что мы заплатили». Я не знаю, что здесь движет — просто жадность или желание окончательно разгромить Евтушенкова.
Известно, что Владимир Евтушенков, если и не предчувствовал, что однажды лишится «Башнефти», то отлично понимал свои риски. О них «Система» предупреждала инвесторов еще за два года до изъятия. Так и писала: «холдинг рискует потерять компанию». И не случайно за несколько лет «Система» получила от «Башнефти» рекордные дивиденды почти в 200 млрд рублей.
Кстати, следователи пытались забрать их у Евтушенкова, но суд отклонил претензию. Год назад, то есть до приватизации «Башнефти», «Новая газета» писала, что в эпоху Евтушенкова с башкирской компанией происходило много странного. Вспоминает автор статьи, спецкор издания Ирек Муртазин:
Ирек Муртазин спецкор «Новой газеты» «АФК «Система» фактически, что называется, оптимизировала «Башнефть», но при этом добывающие структуры оставила «Башнефти», а все остальное вывела, все буровые, сервисные службы ушли в другие компании, и ничего из этого не было возвращено «Башнефти». Нельзя сказать, что Евтушенков вернул «пустышку», но сполна вернул себе все деньги за счет дивидендов».
При этом никто не предъявляет претензии Башкирии. Она в свое время за копейки продала «Башнефть» Уралу Рахимову, который с огромной выгодой перепродал ее Евтушенкову. И почему-то правительство Башкирии не било тревогу, когда происходила реорганизация «Башнефти». А сейчас власти республики, получив блокпакет в нефтяной компании, полностью поддерживают нынешнего собственника. Возможно, потому что иск «Роснефти» может носить и пропагандистский характер: показать, что новый владелец будет до конца отстаивать свои интересы, и они не путаются с государственными.