Страхи страховщиков. Как решат проблему убыточности ОСАГО?
Впервые выплаты превысили премии. Страховые компании предрекают провальные итоги первого квартала и с нетерпением ждут принятия закона о приоритете ремонта над денежными перечислениями — эта мера также уберет с рынка автоюристов
Читать на полной версииОСАГО убыточно. Теперь Российский союз автостраховщиков заявляет об этом, приводя цифры. Выплаты по обязательному автострахованию в январе 2017 года в целом по рынку впервые в истории превысили собранные премии. 14 млрд рублей премий против 14,3 миллиардов выплат. Страховщики вновь просят поднять тарифы и перейти к натуральному возмещению — то есть к ремонту вместо денежной компенсации. Возникает вопрос: если бизнес убыточен, почему из него не уходят? Если опустить версию о социальной ответственности, можно продолжить: государство заставляет покупать полисы ОСАГО водителей. Продавать полисы оно никого не обязывает. Точнее так: продавец ОСАГО должен продавать его везде. Нельзя в прибыльных регионах работать с этим продуктом, а в убыточных — нет. А ведь страховщики пытались так делать. Ростов, Краснодар, Волгоград и другие регионы — пару лет назад там просто невозможно было оформить страховку. «Нет бланков», «ОСАГО только вместе с допстрахованием» — чего только не придумывали сотрудники офисов страховых компаний, чтобы не продавать полисы автогражданки. С нового года все изменилось. Любой желающий в любом городе может купить электронный полис. Проблема доступности ушла, и теперь страховщики с ужасом ждут итогов первого квартала. Говорят, цифры будут кошмарными. У многих нервы не выдержали, компании сдают свои лицензии ОСАГО, заявил Business FM президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Страховщики надеются на принятие закона, который установит приоритет ремонта над выплатами наличных. По мнению страховых компаний, эта мера уберет с рынка автоюристов. Именно их страховщики винят во всех своих бедах. А происходит все так: водитель попадает в мелкое ДТП, страховая готова оплатить ущерб. Появляется автоюрист, который, пользуясь несовершенством законов, «накручивает» четыре цены на условный бампер, выигрывает дело и взыскивает со страховщика все вместе с судебными издержками. В «токсичных» регионах, по словам страховщиков, эти автоюристы особенно активны. С другой стороны, автоюристы, наверное, и не появились бы, если бы страховые компании всеми силами не пытались занижать выплаты, переходя порой границы разумного, продолжает руководитель ФАР Сергей Канаев:
Что касается ремонта вместо выплат. С одной стороны такой подход действительно вымывает с рынка мошенников, которые, привлекая юристов, собирают завышенные выплаты со страховщиков, а машины вообще не ремонтируют. С другой стороны возникает масса вопросов: где гарантии того, что поврежденную деталь или запчасть поменяют на качественную? Почему выбирать сервис может только страховая компания? Депутаты, которые в ближайшие дни будут рассматривать соответствующий законопроект во втором чтении, хотят, чтобы детали менялись исключительно на новые, вне зависимости от возраста автомобиля. Страховщики спрашивают: а что делать, если эти детали уже просто не выпускаются? Ответ — выплата наличными, но тогда вновь возникают автоюристы. Скорее всего автовладельцам стоит готовиться к очередному повышению тарифов. Конечно, не в этом году, но зато потом с учетом недобора за предвыборный.