Судебная «оттепель» в делах Чудновец и Дадина
Евгения Чудновец может выйти на свободу накануне 8 Марта. На этой неделе Верховный суд отменил приговор Ильдару Дадину. С чем связан синхронный пересмотр резонансных уголовных дел?
Читать на полной версииВоспитательница детского сада Евгения Чудновец может выйти на свободу накануне 8 Марта. Об этом заявил ее адвокат. Ранее заместитель Генпрокурора внес в Верховный суд кассационное представление на приговор Чудновец. Женщину осудили на полгода за репост видеоролика.
На этой неделе Верховный суд отменил приговор Ильдару Дадину, которого посадили за неоднократное нарушение закона о митингах. Как связаны между собой дела Дадина и Чудновец? И как объяснить почти синхронный пересмотр резонансных уголовных дел?
Евгения Чудновец получила срок за помощь в расследовании уголовного дела. Два года назад она обнаружила в сети видеоролик издевательств над голым ребенком в детском лагере. Перепостила ссылку в закрытой группе с просьбой найти и наказать авторов. Ими оказались вожатые, которых арестовали и посадили. А потом появилось дело против самой Чудновец. Ее обвинили в распространении детской порнографии — того самого видеоролика — и осудили на полгода. Прокуратура попросила Верховный суд отменить приговор за отсутствием состава преступления. За два дня до этого президиум Верховного суда с такой же формулировкой отменил приговор Ильдару Дадину, активисту, которого приговорили к 2,5 годам за неоднократное нарушение правил проведения митингов. Дела против Чудновец и Дадина рассматривались как случаи репрессивного применения законов, а отмену приговоров некоторые эксперты считают сигналом к оттепели в преддверии президентской кампании 2018 года. Политолог Михаил Захаров предлагает не связывать выборы и уголовные дела Чудновец и Дадина.
Михаил Захаров политолог «Это ликвидация идиотских абсолютно предыдущих решений. Сама по себе вот эта репрессивная практика странна. Нельзя сажать людей, я не знаю там, за перепост картинки — это глупости. Поэтому когда все-таки у людей возникает ощущение, что излишне репрессивные практики убыточны и не несут никакого позитива, то приходится отыгрывать такого типа решения назад».
Своего рода индикатором корректировки курса может стать отмена или существенная ревизия репрессивных законов. В этом направлении уже сделаны определенные шаги. Валентина Матвиенко, например, допустила отмену закона Димы Яковлева. Вероятно, будет скорректирована статья за нарушение закона о митингах, отмечает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
В то же время повторное рассмотрение уголовного дела против Алексея Навального закончилось обвинительным приговором, по сути, таким же, какой несколько лет назад оппозиционеру вынес первый Кировский суд и признал неправомерным Европейский. Поэтому отмену уголовного преследования Дадина и Чудновец можно рассматривать как некую работу над ошибками, даже борьбу с перегибами в курсе, который власть считает в целом правильным.