Саммит ОПЕК, прошедший в последний день ноября, принес рынку позитивные новости. Страны картеля договорились о сокращении добычи на 1,2 млн баррелей в сутки. Россия присоединилась к соглашению и готова снизить производство нефти на 300 тысяч баррелей в сутки. Нефть на этих сообщениях резко пошла вверх. Аналитики говорят, что потенциал роста на новостях ОПЕК исчерпан. Но уверены, что восходящий тренд сохранится.

Дмитрий Александров заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» «Судя по всему, уже идея сокращения квот отыграна. Что касается среднесрочной перспективы, конечно, здесь остается роль ставки Федрезерва и риторики относительно дальнейшей крутизны повышения ставки в 2017 году. Но, так или иначе, сейчас очень высока вероятность того, что рынок будет закладывать уже начало роста нового сырьевого цикла, макроцикла. Не только нефти, но и других видах сырья. И это будет приводить к тому, что на фоне ожидающегося роста спроса со стороны США, даже на фоне новых или законсервированных месторождений внутри самих Штатов, будет все-таки происходить фундаментальная переоценка нефти вверх».

Что же касается ключевых российских новостей нефтегазовой промышленности, то одна из них на этот раз связана с металлургией. «Роснефть» и Уральская горно-металлургическая компания объявили о создании совместного предприятия Восточная горно-металлургическая компания. Нефтяной корпорации в СП будет принадлежать 25%, соответственно 75% капитала у УГМК.

Создание такого предприятия позволит в будущем наладить поставки крупноформатного стального листа на судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке. Напомним, что этот проект реализуется при непосредственном участии «Роснефти». Уже по этой причине можно говорить, что новость о создании металлургического СП имеет непосредственное отношение к ТЭК, замечают наблюдатели.

Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Абсолютно бизнес потребный, учитывая историю с необходимостью развития судостроительного комплекса «Звезда». И поэтому вот эта кооперация с УГМК-Холдингом и дочерним предприятием в формате СП, Восточной горно-металлургической компанией — не вижу здесь никаких проблем. Напротив, это задаст импульс для развития как раз «Звезды» и это придаст динамику проекту. Загрузка мощностей будет под «Звезду» и логично, что «Роснефть» четвертью участвует в капитале этого СП».

Хочется напомнить, что из себя представляет будущий судостроительный кластер на Дальнем Востоке, который ввели в эксплуатацию в сентябре. На этой верфи будут строить суда любой сложности, в том числе и те, что ранее в России не строились. Пилотную загрузку новой верфи обеспечит «Роснефть». На «Звезде» построят платформы для бурения арктического шельфа, где находятся богатейшие запасы российской нефти и газа. На верфи будут производить суда для перевозки нефти и нефтепродуктов, с помощью которых российские нефтяники будут экспортировать углеводороды в Азию, отмечают эксперты.

Михаил Крылов директор аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ» «Звезда работает над тем, чтобы восстанавливать численность российского флота, а для «Роснефти» это важно с точки зрения перспектив поставок нефтегазопродукции в страны АТР, в том числе в страны Восточной Азии, а также в Юго-восточную Азию, в Южную Азию и в Австралазию. Это огромный задел на будущее: такие предприятия создаются по всему миру и в России опыт совместных предприятий с участием уральских металлургов уже имеют крупнейшие транснациональные и отечественные корпорации. Нефтегазосфера — это отрасль, в которой не сразу все устроилось и строится не сразу. И, конечно, нужно создавать задел на будущее в сфере перевозок нефти, в сфере транспортных услуг».

Что касается СП с уральскими металлургами, то ВГМК предстоит обеспечить верфь толстолистовым прокатом — Звезде потребуется 330 тысяч тонн металла в год. Первоначально предприятие будет закупать сталь в России, Корее, Китае или Японии, сообщили Ведомости со ссылкой на источник. А через несколько лет и это, наверное, главное, планируется построить собственное металлургическое производство. Вполне вероятно, полного цикла.

Рустам Танкаев ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Там планируется изготовление широкой номенклатуры металлоизделий, но если говорить о логистике и технических решениях, это не то, чтобы что-то удешевляет. Это не совсем так. Это единственно возможное логистическое решение, другого просто нет. Поэтому тут вариантов никаких. Платформа буровая или добывающая шельфовая — это гигантские сооружения, которые по кусочкам привозить за тысячи километров неизвестно откуда — во-первых, это безумно дорого. Во-вторых, это очень рискованно, потому что мы уже нарвались на санкции и по второму разу наступать на те же самые грабли — чистое безумие. Это неизбежная стадия развития проекта. И это вообще очень здорово, что мы впервые за всю историю России приступили к созданию таких крупных объектов и перешли к созданию технологий собственных, которые позволяют такие объекты создавать. У нас никогда не было строительства платформ».

В «Роснефти» сообщают, что выбор на УГМК в качестве партнера пал благодаря давнему сотрудничеству, в том числе в производстве дизельных двигателей для российских судов. Поставки проката для нужд верфи начнутся уже в ближайшей перспективе, отмечают в нефтяной госкорпорации. Думается, что с Дальнего Востока, из судостроительного кластера придет еще много новостей.