Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) может вернуться в Россию вместе с Сергеем Гуриевым. Об этом сообщает «Газета.Ру» со ссылкой на источники, близкие к банку.

Европейский банк реконструкции и развития перестал инвестировать в Россию два года назад на фоне санкций. Сейчас ЕБРР лишь обслуживает здесь старые сделки. Однако, по данным «Газеты.ру», банк пришел к мысли — пришло время возобновить вложения в российские проекты. Решение может быть принято в конце года или в начале следующего, но сначала ЕБРР представит доклад о состоянии российской экономики. Не исключено, что это сделает в Москве нынешний главный экономист банка Сергей Гуриев, который был экспертом по делу ЮКОСа и три года назад срочно покинул родину. Почему ЕБРР и Гуриев могут вернуться?

Иван Родионов профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ «ЕБРР, несмотря на свой международный статус, вполне коммерческий банк. Плюс к тому, он работает в России как бы по двум основным направлениям. Это не инвестирование, это, прежде всего, кредиты. Притом кредиты специфические в основном, то есть составляющие не более 30% стоимости проекта. Это значит, что кто-то другой даст 45% и еще 15% в капитал. Этих проектов немного и, в принципе, они достаточно для ЕБРР выгодны, потому что, как правило, вот такое мезонинное финансирование предполагает, что в случае успеха банк может конвертировать свой кредит в акции компании и, соответственно, заработать существенно больше, чем тот процент, который он получает. Он себе такой опцион обычно оставляет. И второе направление — это направление, связанное с кредитованием проектов больших западных компаний, когда речь идет не о кредитовании, по сути дела, в России — РФ или российских компаний, а крупных западных компаний, которые работают в стране. Ну, например, на кредиты был построен сборочный завод Volkswagen в Калуге. Там действительно условия такие вполне западные. Такие же, как мог бы, например, тот же самый Volkswagen получить в Германии. С этой точки зрения понятно, что ЕБРР себя достаточно комфортно чувствует по сравнению с другими коммерческими банками. Почему? Потому что в случае, если какие-то проблемы возникают, во-первых, у него всегда есть возможность списать и сказать «Ну, вы же понимаете — это же Россия». И, собственно, никто не пострадает. А другая возможность — это то, что можно пожаловаться опять. Вы знаете, что у нас, в отличие от других стран, готов президент жалобы уважаемых инвесторов принимать. У нас есть специальный совет крупных западных компаний, которые работают в России, то есть прямой выход на президента. Когда уехал Гуриев, это был такой акт совершенно, на мой взгляд, ничем не оправданный, и понятно, что после Запада ему просто стало скучно, он хочет поработать в России. Просто здесь жить интереснее».

Некогда на Россию приходилась почти пятая часть сделок ЕБРР. После отказа от инвестиций банк получил убыток в полмиллиарда евро. Летом 2016 года Москва обратилась к организации с просьбой пересмотреть свое решение. Россия — один из учредителей и акционеров банка, на нее приходится около 4% его капитала.