Бессрочное прекращение огня. Участники Контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины договорились о его установлении с 1 сентября на линии соприкосновения в Донбассе. Это подтвердили и в Киеве, и в непризнанных республиках. Полномочный представитель России в Контактной группе Борис Грызлов заявил, что разработка конкретных мер по деэскалации конфликта является сегодня ключевой задачей. При этом Грызлов отметил, что вопросы безопасности в Донбассе должны решаться параллельно с вопросами политического урегулирования. Действительно ли с 1 сентября огонь прекратится?

Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Там было заявление Евгения Марчука, который возглавляет подгруппу по безопасности о разведении сторон на 2-2,5 километра. Если эта договоренность сработает, значит, тогда уже доставать огнем будет тяжело, а стало быть и искушение и пострелять, и попугать всех сторон намного будет меньше. Поэтому, если удастся, Марчук, бывший министр обороны, секретарь Совета безопасности и премьер-министр и выходец из КГБ, говорит такие вещи, то они достаточно весомые. Это человек тяжеловесного характера, поэтому, наверное, какие-то предпосылки есть к тому, чтобы как-то это сейчас снять, но до конца, думаю, не будет снято, потому что, знаете, когда все будет тихо на Донбассе 1 сентября, то тогда как-то, может быть, и его встреча в усеченном формате нормандской четверки без Украины, она как-то может и не пройти, и не быть столь актуальной, если будет тихо. Стало быть, я не думаю, что будет тихо, а накануне саммита G20 в Китае и после саммита, наверное, постреливать будут, чтобы стабилизировать эту встречу и как-то актуализировать дальнейшее выполнение минских соглашений. Не по частным, каким-то второстепенным деталям, хотя и нужным, но принципиальным моментам дорожной карты выполнения минских соглашений».

Новая эскалация конфликта в Донбассе сейчас не нужна никому. Поэтому прекращение огня вполне реально, считает директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Сейчас обе стороны, я имею в виду Киев и Москву, я имею в виду официальную Москву, они заинтересованы в том, чтобы градус эскалации отношений снижался, потому что, когда наблюдалась эскалация, особенно в начале августа, то, какие интересы были у Киева? У Киева были интересы в том, чтобы на Москву в начале сентября на встрече нормадской четверки на полях саммита G20 надавили и продавили точку зрения Киева по поводу выполнения минских соглашений. Сначала передача контроля над границей, а потом — уже и проведение выборов на особых условиях на неподконтрольной Киеву территории. Москва на это ответила своим обнародованием желания вообще выйти из минского и нормандского формата, то есть стороны вошли в клинч, но позиция Москвы не нашла понимания на Западе. Запад дал понять, что он не видит других форматов, кроме нормандского, как урегулирование ситуации. Так что сейчас наблюдается определенная эскалация, и Запад тоже выступает за эту деэскалацию. Потому, я так понимаю, Москва послала сигнал о том, что войска, которые сосредоточены на границе с Украиной, они пока не готовы приступать к активным действиям, то есть сейчас в последнюю неделю наблюдается на уровне заявлений деэскалация напряженности, поэтому логическим развитием может быть прекращение огня с 1 сентября».

Киев готов к обмену пленными по формуле «всех на всех» с представителями Донбасса. Об этом сегодня заявил советник главы СБУ Юрий Тандит в эфире телеканала «112. Украина». Он также сообщил, что в ДНР предоставили список из 47 пленных украинцев. По последним данным омбудсмена ДНР Дарьи Морозовой, в местах лишения свободы украинской стороной удерживается 966 человек, среди них — 154 человека, не имеющих никакого отношения к конфликту в Донбассе.

Напомним, комплекс мер по выполнению минских соглашений предусматривает обмен пленными между Киевом и Донбассом в формате «всех на всех».