Нацпроекты. Эпизод второй
В России, возможно, возрождают глобальные национальные программы. За счет чего будет финансирование, пока непонятно. Такой вывод можно сделать после первого заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Зачем власти возрождают идею крупных, дорогостоящих и далеко не всегда эффективных госпрограмм?
Читать на полной версииВ чем смысл, цели и задачи нового Совета, Кремль накануне первого заседания объяснять не стал. Завесу приоткрыл глава РСПП Александр Шохин. Он сообщил, что будет что-то вроде реинкарнации национальных проектов. Примерно так и вышло. Дмитрий Медведев сообщил о приоритетных направлениях. Это здоровье, образование, жилье и ЖКХ. Отличие от прошлых нацпроектов — нет программы развития сельского хозяйства. Ему, видимо, не стали уделять внимание, потому что АПК и так вырос. То ли благодаря нацпроекту, то ли вопреки. Ну, и плюс санкции и девальвация рубля. Остальные же нацпроекты если и не провалились, то целей своих уж точно не добились. Объясняет профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
Нацпроекты затевались перед президентством Дмитрия Медведева и должны были, вероятно, стать его управленческим триумфом. Помешали несколько факторов и лишь один из них — мировой кризис. И теперь от всех нацпрограмм, на которые выделили триллионы рублей, остались воспоминания о томографах, Сколково и множестве разговоров про доступную ипотеку, которая в итоге стала еще более недоступной. Зачем же власти возрождают эти подходы? Мнение гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Константина Симонова.
Не очень понятно, откуда власти возьмут деньги на новые нацпроекты, с учетом того, что бюджет дефицитный, а резервные фонды близки к истощению. Впрочем, Владимир Путин заявил, что ресурсы всегда ограничены, так было даже в тучные годы. И сказал, что нужно сконцентрировать средства на важнейших направлениях. Заодно призвал правительство не морочить людям голову и четко объяснять смысл всех своих инициатив. Попутно президент заявил, что Совет по стратегическому развитию призван стать центром поиска решений по структурным преобразованиям в экономике и социальной сфере. Впрочем, была и конкретика. Так, глава Минстроя Михаил Мень сообщил на заседании, что для доступной ипотеки нужно снизить ставку ЦБ. И получил ответ от президента, что снижение ставки — это не панацея.