Московский арбитраж сегодня рассмотрит дело о банкротстве Ларисы Маркус. Она бывшая владелица Внешпромбанка, лишенного лицензии в конце прошлого года. Претензии к Маркус предъявил банк ВТБ24.

Напомним, что женщина сейчас находится в СИЗО, а ее брат и партнер Георгий Беджамов скрылся в Монако, где был задержан, а потом, по данным «Ведомостей», отпущен под залог.

Банкротство ВПБ стало одним из самых громких банковских крахов, в этой организации хранили деньги семьи высших российских чиновников и госкомпании. Какую роль в этой истории могли сыграть кредиты ВТБ24?

ВТБ24 принципиально не сообщил, сколько ему задолжала Лариса Маркус. А также ее муж и брат. Банк обещал рассказать все подробности после решения суда. Пока же процесс вызывает много вопросов. Семья Маркус не была стесненной в средствах. Об этом, например, красноречиво говорят килограммы драгоценностей, недавно найденные у родственников бывших топ-менеджеров Внешпромбанка. Зачем владелица ВПБ пошла за кредитом в розничный банк? Явно ведь не для того, чтобы купить квартиру в ипотеку или занять деньги на турпоездку в теплую страну.

Иван Родионов профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ «Мы не знаем, брала ли она этот кредит как от лица банка, брала ли она его на свой какой-то параллельный бизнес. Ведь у нас никому не мешает, если у человека есть несколько бизнесов, а он одновременно банкир. Вообще, в принципе, это не принято, но у нас это вроде нормально. Поэтому, может быть, она брала опять на какие-то личные свои цели. У нас возможно все. Темная история с этим банком. Деталей многих никто не понимает, поэтому черт его знает».

В любом случае, госбанк стал еще одним пострадавшим от банкротства ВПБ. Наряду с другими госкомпаниями и семьями крупных российских чиновников. Если вспомнить последние громкие банкротства физлиц, то дело обычно происходит так. Компания занимает у банка деньги под личное поручительство владельца. Соответственно, когда должник не отдает кредит, банк требует деньги с поручителя и банкротит его. Показательный пример — тянущаяся история банкротства бананового короля Владимира Кехмана. Банкир Александр Лебедев рассказал Business FM о другой схеме, по которой мог работать Внешпромбанк.

Александр Лебедев банкир «Я слышал про такую интересную штуковину, которую исполнял Внешпромбанк. Два банка (один государственный, другой нет, условно) обмениваются бондами. Выпускают бонды и друг у друга их покупают, после чего закладывают их в РЕПО в ЦБ. Вы обменялись бумажками, обе бумажки в котировальном списке ЦБ, и вы забрали и заняли деньги у ЦБ, только в одном случае все деньги украли, а в другом куда-то их там разместили. Вот, может быть, они за это пытаются ее к ответственности привлечь?»

Ранее журналисты сообщали подробности кредитной политики Внешпромбанка. Он выдавал займы собственным владельцам. Той же Ларисе Маркус — миллиард рублей, ее брату Георгию Беджамову — больше 3 млрд. И в свете этих сообщений история с ВТБ24 еще более загадочна. Разве что подойдет недавний афоризм Андрея Костина. Сказано хоть и по другому поводу, зато универсально и симптоматично: Как в банк ни зайдешь, там все уже до нас украли».