По информации WSJ, власти сейчас прорабатывают несколько вариантов. Либо ввести прогрессивное налогообложение, либо просто повысить НДФЛ на 7%. Какова вероятность повышения налогов, и каковы будут последствия?

Как это часто бывает, громкую инсайдерскую новость тут же опровергли. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что никаких решений нет. И вообще, нужно подождать, так как что будет после 2018 года, не знает никто. Глава Минфина Антон Силуанов сухо сказал, что ведомство не готовит никаких предложений по повышению налогов. В Минэке сообщили, что подобных поручений не было. Источники Business FM в правительстве рассказали, что идея обсуждается, но не более того. Впрочем, в публичной плоскости тема появляется достаточно часто. Закон о прогрессивной шкале регулярно вносят в Думу депутаты. Несколько раз об отмене плоской шкалы говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Комментирует вице-президент РСПП Игорь Юргенс.

Игорь Юргенспрезидент Всероссийского союза страховщиков«Уолл-стрит, не Уолл-стрит, это дискуссия, которая перед нами разворачивается в полный рост. Социально надо бы к прогрессивной шкале присмотреться. Думаю, что, все-таки, прогрессивная или какой-то элемент прогрессивности будет вводиться. А с точки зрения сборов, администрирования и так далее, плоская, конечно, сработала у нас. Вы помните лихие 90-е, когда была прогрессивная, все уходили от них разными способами, ничего не собирали, потом ввели плоскую и начали собирать».

Плоскую шкалу в России ввели 15 лет назад. И все это время, как говорилось в популярной телепередаче, все остальные страны нам завидуют. Цивилизованный мир в основном использует прогрессивную шкалу: чем больше зарабатываешь, тем больше отдаешь. Сейчас у российских властей развязаны руки. В правительстве в 2012-м обещали пять лет не поднимать налоги. Срок подходит к концу. Хотя последние годы налоги не повышали только напрямую. А косвенно, в виде тарифов монополий — постоянно. Самое пугающее из-того, о чем пишет WSJ — это вариант оставить плоскую шкалу НДФЛ. Но поднять налог с нынешних 13% до 20%. В полтора раза. О последствиях говорит директор банковского института ВШЭ Василий Солодков.

Василий Солодковдиректор банковского института ВШЭ«Схем масса существует, понимаете. И, поскольку в нашей стране в принципе отсутствует культура опаливания налогов по одной простой причине: потому что мы не понимаем, куда наши налоги идут, то это (еще раз), это будет стимулом к тому, чтобы уходить, просто на черные и серые рынки. Когда к вам придет работодатель и скажет, что, вот, ребят, вы знаете, что, вот вы будете платить на 7% больше, вы подумаете: а, может, вам найти другого работодателя, который будет работать по другой схеме?».

Вероятно, российские власти не пойдут на радикальные действия и, как обычно, возьмут отовсюду понемногу. Приподнять пенсионный возраст, притормозить индексацию, чуть повысить налоги. В оправдание непопулярных мер, наверное, приведут в пример Европу, где налоги доходят до 50% и выше. Хотя не так важно, какую сумму отдавать государству. Хоть 99%. Главное, чтобы остатка хватало на безбедную жизнь. Не говоря уже о том, что во многих государствах есть доход, который вообще не облагается налогом. Например, в Британии — это до 10600 фунтов в год. То есть, почти 900 фунтов в месяц (в рублях по курсу это около трех наших средних зарплат). Но не будем считать чужие деньги. Гораздо практичнее на всякий случай мысленно отнять несколько процентов из своей зарплаты.

Добавим, что на прошлой неделе СМИ активно обсуждали прогноз Минэкономразвития. Он предполагал снижение доходов россиян до 2018-го года.