Минфин планировал в этом году получить в бюджет 140 миллиардов рублей дивидендов госкомпаний. С учетом повышения планки по выплатам будет еще 100 миллиардов. Сумма, в государственных масштабах крайне мала. Меньше процента годового бюджета. При том, что крупный бизнес в России — это, в первую очередь, государство. Оно владеет пакетами в большинстве самых значимых для страны предприятий. Только у «Роснефти» чистая прибыль в прошлом году — 350 миллиардов рублей. У «Сбербанка» — 236 миллиардов, «Башнефть» — 58, «Алроса» — 32, «РусГидро» — 30 миллиардов. Список можно долго продолжать. Раньше госкомпании должны были направлять на дивиденды четверть прибыли. Но все платили по-разному. Кто-то гораздо больше 25%, как например, «Газпром» или ВТБ. Кто-то гораздо меньше, напоминает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.

Константин Симоновгенеральный директор ФНЭБ«Самое загадочное — это существование компании «Роснефтегаз». У «Роснефтегаза» доля дивидендов от чистой прибыли самая низкая вообще от всех активов государства. По 2014 году — 16%. В шкатулочке остается фактически 85% прибыли. И идет вообще неизвестно куда. По 2014 году прибыль «Роснефтегаза» — 184 миллиарда. Если вы эти 85% от этих 184 миллиардов туда направите, вы уже сразу получите цифру более 100 миллиардов».

Через «Роснефтегаз» государство владеет своим пакетом в «Роснефти». Каждый год Минфин борется за перечисления в бюджет десятков миллиардов рублей от «Роснефтегаза». И регулярно проигрывает аппаратную борьбу. Как сообщил «Коммерсант», «Роснефтегаз» уже добился для себя исключения из нового дивидендного правила. И заплатит в казну всего 18 миллиардов, четверть от своей прибыли по РСБУ.

Кстати, бухгалтерская отчетность — одна из лазеек для госкомпаний. По российским стандартам высчитывается одна прибыль, по международным — другая. Можно заплатить с той, что меньше. Правительственный документ упоминает и об этом. Но, как пишут СМИ, сами госкомпании встали в тупик, прочитав распоряжение. Формулировки оставляют широкий простор для творчества. Комментарий профессора Высшей школы экономики Ивана Родионова.

Иван Родионовпрофессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ«Мы же все это проходили, когда жили при социализме. Кто бы у нас какую прибыль кому бы выплачивал, кроме как сам себе, и в виде повышения зарплат. Какие будут сейчас страшные вопли, что мы не можем тогда инвестиционные программы финансировать. Все эти программы абсолютно убыточные. Ни одна частная компания свои деньги не сделала бы. Только реальный собственник будет настаивать на реальных дивидендах. Даже в жесткие сталинские времена не удавалось достаточно четко контролировать предприятия».

Частные компании поступают так, как считают нужным в интересах акционеров. Вспоминается, как ТНК-ВР направляла на дивиденды всю прибыль. Политика «Лукойла» — треть от прибыли. Совет директоров «Уралкалия» недавно рекомендовал вообще не платить дивиденды за 2015-й. Хотя финансовые дела производителя удобрений в прошлом году шли хорошо. Точно так же в частных компаниях нет единой тенденции и в зарплатах топ-менеджеров. В госкорпорациях такой тренд имеется. И несмотря на все намерения властей, он восходящий.

Мы сложили годовое жалованье членов правления десяти крупных госкорпораций — «Роснефти», «Газпрома», РЖД, «Транснефти», ВТБ, «Интер РАО» и других. Получилось около 12 миллиардов рублей. Прямого отношения к выплатам главному акционеру и пополнению казны эта цифра не имеет. Но она сопоставима с тем, что некоторые госкомпании в виде дивидендов перечисляют в бюджет.

На недавнюю инициативу правительства положительно отреагировали частные инвесторы. После публикации распоряжения акции госкорпораций резко пошли вверх. И не стоит забывать, что нефтегазовые компании главным образом пополняют бюджет за счет налогов.