Отель Ritz-Carlton. Утро. Перекрытая Тверская. От главного входа, нарушая все, что можно нарушить, отъезжает патриотичный (именно для этого случая) караван «кадиллаков» и Chevrolet Tahoe. Джон Керри уехал на встречу с Сергеем Лавровым. Этот кортеж сменяет вереница черных немецких авто с мигалками. Алексей Улюкаев, Антон Силуанов, Денис Мантуров. Они открывают съезд РСПП. В зале элита российского бизнеса. Кто-то уже, кто-то постепенно присоединяется. Владимир Потанин, Алексей Мордашов, Алишер Усманов, Владимир Лисин, Андрей Костин, Петр Авен, Виктор Вексельберг, Сергей Галицкий… Вспоминаешь их места в рейтинге Forbes, смотришь, с какой скоростью они пересекают холл гостиницы, и ловишь себя на мысли: миллиарды пролетают мимо. С журналистами на юбилейном съезде РСПП не хотел разговаривать никто. По крайней мере, до приезда президента. И вот Владимир Путин приехал.

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации«Российский бизнес стал более ответственным и зрелым. Растет число отечественных компаний, которые работают по прозрачным и цивилизованным правилам, выполняют свои обязательства перед государством, перед обществом. Ну, и самое главное обязательство — исправно платят налоги. Предприниматели и налоговые службы в целом смогли выстроить нормальное взаимодействие, деловое, основанное на доверии и сотрудничестве».

Зрелые и ответственные бизнесмены захотели от этого сотрудничества больше и заговорили о необходимости снижения фискальной нагрузки. И не математически, не в процентах на бумаге. Бизнес хочет сокращения и, как выразился один из членов РСПП, «неналоговых поползновений». Президент согласился: бизнесу нет разницы, куда платить — в ФНС или во внебюджетный фонд, но добавил: хотите снижения фискальной нагрузки — предложите, на чем сэкономить. И вот как состоявшийся диалог прокомментировал Business FM глава РСПП Александр Шохин.

Александр Шохинпрезидент Российского союза промышленников и предпринимателей«Президент в некотором смысле с таким провокационным выступил заявлением: если хотите снижать фискальную нагрузку, то должны сказать вы, бизнес, что сокращать — социальные расходы, оборонные расходы и так далее. Мы уклонились от прямого ответа на этот вопрос, поскольку считаем, что речь должна идти о том, как, снижая фискальную нагрузку, расширить налоговую базу и дать возможность бюджету стать сбалансированным. Например, мы считаем, что пора уже возвращаться к инвестиционной льготе по налогу на прибыль».

В этот же день прошло закрытое совещание президента с представителями крупного бизнеса. Длилось оно около часа. После Владимир Путин уехал из Ritz-Carlton. Ему еще нужно было встретиться с Джоном Керри, который как раз вернулся в отель. А промышленники и предприниматели, тем временем, покидали съезд еще быстрее, чем приходили туда утром. «Президент в нескольких словах сориентировал нас», — буквально в дверях заявил Владимир Потанин, отвечая на вопрос, обсуждалась ли на закрытой встрече геополитика.

Как выяснилось, только она там и обсуждалась. И как заявил Business FM Андрей Костин, бизнесу взгляды президента на перспективы развития ситуации показались реалистичными, то есть, умеренно оптимистичными, добавил Александр Шохин и привел пример.

Александр Шохинпрезидент Российского союза промышленников и предпринимателей«Бизнес, к примеру, конечно, хотел знать, что ждет его в украинской юрисдикции. Потому что многие себя чувствуют некомфортно — те, у кого есть активы финансово-банковские, производственные и так далее. Президент сказал, что, конечно, он не может рекомендации давать — уходить или оставаться — но он считает, что все-таки чуть-чуть еще потерпеть надо. По крайней мере, шанс есть».

К сожалению, без ответа остался главный вопрос — какое в этой фразе опорное слово: «чуть-чуть» или «потерпеть».