Путин и Обама провели телефонные переговоры. Это их первая беседа за последние полтора месяца. По сообщению пресс-службы Кремля, диалог состоялся по инициативе американской стороны Обсуждались вопросы урегулирования конфликта на Украине, ближневосточная проблематика с акцентом на поиск путей разрешения сирийского кризиса, а также ситуация на Корейском полуострове. В частности, говорится в сообщении, Путин заявил о необходимости выполнения Киевом минских договоренностей, налаживания диалога с Донбассом и согласовании местных выборов. По Сирии президенты поддержали организацию переговоров конфликтующих сторон со стороны Организации объединенных наций.

New York Times со ссылкой на заявление Белого дома сообщает, что «существенная часть разговора касалась вопроса о выполнении Россией обязательств в рамках соглашения о перемирии на Украине, а также о том, что Россия должна прекратить поддержку сепаратистов, дестабилизирующую ситуацию на востоке этой страны». В свою очередь, советник президента США Барака Обамы по внешней политике Бен Родс заявил об этом разговоре следующее:

Бен Родссоветник президента США Барака Обамы по внешней политике«Мы абсолютно точно предпочли бы не вводить санкции против России, чтобы экономика страны могла развиваться на благо российского народа, но это были направленные меры в ответ на действия России на Украине. Предпочтительный исход для США — это выполнение минских договоренностей и уважение суверенитета Украины, и восстановление экономического взаимодействия с Россией, которое, я думаю, будет выгодно россиянам. Владимир Путин и Барак Обама обсудили это в ходе телефонного разговора, и что отмечалось в вопросах относительно Украины и Сирии, если Россия будет играть более конструктивную роль, мы пойдем навстречу».

Тем временем в Донбассе вступил в силу режим прекращения огня. «Режим тишины» на востоке Украины был согласован накануне в ходе встречи контактной группы в Минске. Как сообщил спецпредставитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на переговорах Мартин Сайдик, предложением «по случаю старого Нового года» выступил представитель России Борис Грызлов, и остальные участники поддержали его. Сайдик заявил, что через неделю состоится следующая встреча контактной группы, на которой будет дана оценка соблюдению «режима тишины».

В прошлый раз такой режим был объявлен перед Новым годом, но стороны конфликта обвиняли друг друга в его нарушении. Только сегодня, 14 января, украинские военные заявили о 70 случаях нарушения перемирия ополченцами, а те в свою очередь заявили об обстреле силовиками Донецкого аэропорта из близлежащего села Спартак, а также населенных пунктов в самопровозглашенной Луганской народной республике. Насколько нынешнее перемирие выполнимо?

Руслан Бортникдиректор Украинского института анализа и менеджмента политики«Я посчитал: только 17 договоренностей отношений перемирия, начиная с сентября 2014 года, поэтому очень тяжело говорить, будут ли выдержаны и реализованы эти договоренности. Все сегодня ждут конкретных действий от Путина. Если последуют конкретные действия, я думаю, тогда уже последует конкретная реакция. Не очень много надежд, на самом деле, на то, что эти соглашения будут реализованы. Пока что, скажем так, риторика сторон стала менее воинственной и стороны вроде бы начали друг друга понимать. Но это понимание еще не зафиксировано, к сожалению, документально. Будем надеяться, что на следующей встрече минской группы появится и политическое решение в отношении амнистии, закона о выборах, ну и других вопросов, которые заложены в минские соглашения. Единственное, что можно констатировать, конечно, привлечение Бориса Грызлова к этим переговорам, безусловно, их интенсифицировало. Грызлов — человек, который обладает авторитетом не только в России, но и в политических кругах в Украине, и мы видим, что сегодня он генерирует или он транслирует новые подходы, новые идеи, которые все-таки дают нам шанс, возможно, на разрешение украинского кризиса, на поиск и согласование взаимовыгодного компромисса в этой ситуации».

Прошлая беседа Путина и Обамы прошла во время Климатической конференции в Париже в ноябре. Тогда лидеры также говорили о ситуации на Украине и Сирии. До этого они несколько минут беседовали в сентябре на Генассамблее ООН в Нью-Йорке.