Второй день она росла. Цены на нефть в минувший четверг снова выросли. Рынок все еще реагировал на сообщения о рекордном снижении запасов США, которые Минэнерго США опубликовало в среду. В итоге Brent поднялась выше 38 долларов за бочку. Тем временем власти России предупреждают, что нефтяные цены могут еще очень долго быть низкими. СМИ публикуют очень пессимистичные и очень сомнительные прогнозы. А на рынке снова вспомнили о теории заговора.

Один из главных нефтяных оптимистов последних дней — глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. По его мнению, дно нефтяных цен уже пройдено. «Мы уже видим минимальные цены, меньше уже не будет, а если и будет…», — здесь мы нарочито поставим многоточие, потому что дальнейшее падение бизнесмен все-таки допустил. Владимир Путин на предновогоднем совещании с правительством призвал кабмин готовиться: период низких цен на сырье может затянуться, нужно самим добиваться результатов. Заявление укладывается в рамки старого анекдота, который президент рассказал на итоговой пресс-конференции: прежняя черная полоса на самом деле оказалась белой. Самый «черный» прогноз прозвучал в пересказе российских СМИ: символичные 16 долларов за баррель в 16-м году. Якобы так заявил главный экономист Royal Bank of Scotland Эндрю Робертс. Правда, в Королевском банке Шотландии нет такого главного экономиста. Да и первоисточник сообщения найти не удалось. Впрочем, сейчас кто угодно может назвать какую угодно цифру, замечает независимый аналитик нефтегазового рынка Эльдар Касаев.

Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России«Никто не знает, какая будет цена, никто еще не попал, ни наши нефтяники крупные, ни представители государства, ни представители экспертного сообщества. Высокой она быть не может, мы разрабатывали стресс-сценарии, при которых нефть могла бы стоить 35 долларов. Сейчас мы видим, что это даже оптимистичный сценарий. Все факторы благоприятные, чтобы цены понизить, тут и иранцы еще не вышли пока, и США не такими высокими темпами снижают свое производство, может быть даже сейчас и нарастят, никто не знает, как они себя поведут».

Крах сланцевой революции, которую некоторые эксперты обещали год назад, в 2015-м, не произошел. Количество буровых установок для разведки нефти и газа в Штатах за год сократилось в 2,5 раза, сообщила американская нефтесервисная компания Baker Hughes. Но при этом, почти в 2,5 раза увеличилась эффективность добычи. В итоге производство нефти в США хоть и снизилось, но не сильно. На рынке, спустя год, снова вспомнили о конспирологии. Драматичное падение нефтяных цен может быть следствием заговора американцев и саудитов, которые начали демпинговать в 2014-м. В России уверены, что это заговор против России. А, например, в Иране считают, что против Ирана, о чем там и заявили на днях.

Рустам Танкаевведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России«Идет война за рынки сбыта нефти. Не хватает рынков сбыта на всех, при введении новых технологий появились новые источники нефти, нефти стало больше, чем рынок может поглотить, соответственно, началась война за рынки. На это, безусловно, накладываются и политические соображения, связанные с борьбой за лидерство между США и Россией. Как следствие всего этого, мы видим и снижение цен резкое, которое вообще очень сложно было предсказать, скажем, год назад».

Сторонникам конспирологии не так сложно найти подтверждающие теорию факты. США не раз выступали против строительства «Южного потока», «Турецкого потока», «Северного потока-2» (последний не устроил Штаты потому, что поставки газа повредят украинской экономике). Что это, как не борьба за европейский рынок энергоносителей? Вспомним недавние сообщения, что в Европе Россию активно теснят демпингующие саудиты, и прогнозы, что наша страна может потерять треть своей доли на этом рынке. Кому выгодны низкие цены? Потребителям. Кто один из главных мировых импортеров нефти? Конечно же, США. Наконец, сланцевые компании, если совсем прижмет, могут быстро свернуть производство и так же быстро возобновить. Есть такие возможности и в теплой Саудовской Аравии. А в холодной России их нет — месторождение уснет и замерзнет. Другой вопрос, что заговором это назвать сложно. Просто жесткая рыночная конкуренция. Так получилось, что Россия на что-то влиять здесь не может. Только наблюдать. И утешаться еще одним, на этот раз свежим анекдотом: «Россияне еще никогда не жили так плохо, как при Обаме».