Места не только для инвалидов. Спецрасследование Business FM
В Москве в зоне платной парковки появилось множество мест для людей с ограниченными возможностями. Но паркуются там совсем не инвалиды. BMW Х5, Lexus, Mercedes… Не слишком ли много людей с ограниченными возможностями и неограниченным потребительским потенциалом?
Читать на полной версии«Где этот чертов инвалид?». — «Не шуми! Я инвалид!». В этом эпизоде из известного фильма «Операция «Ы» актер Евгений Моргунов подходит к «инвалидке», разворачивает ее на месте руками на 180 градусов и уезжает вместе с Никулиным и Вициным, чем вызывает крайнее удивление того, кто искал инвалида.
Сейчас в Москве буквально сплошь и рядом можно встретить вполне здоровых людей, на автомобилях которых наклеен желтый квадрат. Но они далеко не на «инвалидках». Каким образом они получают заветный знак, дающий льготы, объяснил руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Сергей Канаевруководитель Федерации автовладельцев России«Тут очень тяжело рассуждать, потому что инвалид, может, распоряжается, а управлять этим автомобилем может здоровый человек. Здесь могут быть еще такие ухищрения, у нас же, как сейчас получается, если у вас есть кто-то из инвалидов — родственники, или вы за кем-то ухаживаете — вы имеете право воспользоваться подобными значками. Если у вас на автомобиле нанесен значок «инвалид», то ваш автомобиль внесен в реестр, вы ничего не нарушаете, может управлять хоть внук бабушки, хоть дальний родственник, кто угодно».
Может даже сосед или просто знакомый, если инвалид подаст соответствующее заявление. И таких — подавляющее большинство, говорит координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. При этом они совершенно спокойно паркуются на специально отведенных для инвалидов бесплатных местах.
В Москве выдают разрешения всем трем группам инвалидов и заносят в специальную базу. Но не более одного на человека. Таким образом, парконы их не фотографируют и не штрафуют. В принципе, благое дело. Хоть что-то в стране появилось для инвалидов. У нас до сих пор и пандусы-то не везде есть. Но чисто визуальное наблюдение показало, что на парковках со знаком «инвалид» стоят Х5-е, «лексусы», «мерседесы» и прочие премиум-бренды. Как-то не вызывает ассоциаций с инвалидами. Однако лидер инициативной группы жителей Москвы «Против платных парковок» Леонид Антонов не видит в этом ничего предосудительного.
Леонид Антоновлидер инициативной группы жителей Москвы «Против платных парковок»«Раньше, когда не было вот этого парковочного беспредела, многие люди, имеющие право на получение льгот, этим не пользовались. На самом деле, в Москве очень много людей, которые вправе получить такую льготу. Естественно, когда дело коснулось их кошелька, люди очнулись, и пошли получили ту самую льготу, которая им положена по федеральному законодательству. Ничего удивительного нет. А если в семье есть дорогая машина — ну, что же, для того, чтобы разместить на ней инвалидный знак, надо покупать ещё одну, что ли?».
Но все дело в том, что на московских парковках просто нет «обычных» машин. Впрочем, одну «Оку» я видел. Но только одну. И совсем не в центре, где паркинг платный. Получается, что у всех инвалидов в семье есть дорогие иномарки?
В Москве людей с ограниченными возможностями 1 млн 200 тысяч. Или около 10%. Не то чтобы очень много. Официальное число инвалидов в России — одно из самых низких в Европе. Но вот почему-то там, и в частности в Париже, на местах для инвалидов не паркуются сплошь и рядом пышущие здоровьем люди на дорогих иномарках. Им просто совесть не позволяет, говорит французский писатель и общественный деятель Марек Альтер.
Марек Альтерфранцузский писатель и общественный деятель«Всегда эти места для машин инвалидов открыты для инвалидов. Во Франции никто не хочет занимать место больного, не потому что он боится закона, он боится своей совести».
У нас, похоже, с совестью дефицит. Мы находимся в Европе только географически и то частично, говорит депутат муниципального собрания района Щукино, директор фонда содействия развитию городов «Городские проекты» Максим Кац.
Максим Кацдепутат муниципального собрания района Щукино, директор фонда содействия развитию городов «Городские проекты»«Тоже замечал, что, действительно, много автомобилей дорогих припарковано на местах для инвалидов. В Европе это и в голову никому не придёт — использовать какие-то лазейки для того, чтобы занять место, предназначенное для инвалида. У нас инвалид — это, такой персонаж, которого никто никогда не видел, кроме как дома, потому что по улицам у нас они не ходят, инфраструктура для них совершенно не приспособлена, начиная от выхода из подъезда. У нас почти нет людей, которые перемещаются по городу даже на автомобиле и при этом, являются инвалидами. И это всё кажется какой-то такой глупой затеей правительства, непонятно зачем нужной, которую надлежит обойти».
Поэтому если есть хоть малейшая лазейка в законе, то ее обязательно найдут, уверен координатор правозащитного движения «Рассерженные горожане» Александр Борисов. Тем более, когда на портале «Московского паркинга» есть подробная инструкция, как это сделать».
Александр Борисовкоординатор правозащитного движения «Рассерженные горожане»«Эта ситуация рано или поздно бы возникла. Удивительно, почему на именно дорогостоящих иномарках такое происходит. Ведь не в центре, конечно, но на окраинах, даже, Москвы, где также вводится сейчас платная парковка, полно наших российских автомобилей, на них нет таких вещей. А у нас, как только введена была платная парковка, все сразу бросились искать лазейки. И правовое регулирование — оно несовершенно. Это, конечно, способ ещё один не платить за парковку, но нормально развивающееся общество всегда помогает людям с ограниченными возможностями. А эти люди, получается, ущемляют этих людей, которые имеют ограниченные физические возможности».
В свою очередь, самим инвалидам порой буквально с боем приходится отвоевывать законное место на парковке. Москвич Виталий Журавлев — инвалид с 2010 года — сам позвонил к нам в редакцию и рассказал, что реально происходит на улицах города.
Виталий Журавлевжитель Москвы«Даже там, где стоит знак для инвалидов, обычно стоят не инвалиды. То есть, ты подъезжаешь, стоит какой-нибудь «джип». Если там есть водитель, обычно, правда, они уезжают без удовольствия, если спрашиваешь. «Вы инвалид?» — «Нет» — «Тогда поменяемся?». Опять же говорят: «Обращайтесь в ГИБДД. Они приедут, оштрафуют». Но никто не приедет. В центре полно — все места заняты. Например, улица Лесная (не доезжая до Тверской), там все время либо все места заняты, либо с боем приходится кого-то выгонять. На Лесной улице одни и те же машины стоят. Например, там стоит Land Cruiser, он меня знает, я его знаю, я его несколько раз уже выгонял, но вот так вот».
Есть в законе одно «но». Все-таки, если машины предназначены для перевозки инвалидов, то они должны в них находиться в буквальном смысле слова — физически. Инспектор ГИБДД может попросить предъявить человека с ограниченными возможностями. Если нет, то выписать штраф в пять тысяч рублей. Но этого никто не делает. Платные парковки — не вотчина ГИБДД. А если бы и делал, то всегда можно объяснить отсутствие инвалида в машине тем, что только привез и сейчас уезжаю. Так что, паркуйся, сколько хочешь. Лишь бы разрешение было. Но тут возникает второе «но». Согласно данным «Московского паркинга», количество мест для людей с ограниченными возможностями на парковке должно быть не менее 10%. Можно больше. По закону предела нет. Хоть все 100%. Похоже, что скоро придется их расширять, потому что мест для «перевозящих» инвалидов на машинах премиум-класса уже не хватает.