Цитаты персоны
Все персоныСтанислав Митрахович
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета
Мнение к материалу от 18 декабря 2024 года:
«У газового транзита через Украину остается последний шанс» «Компании еще исходили из тезиса, что Украине самой транзит очень нужен, потому что транзит российского газа гарантирует давление в трубе. Если нет газа в газотранспортной системе, чтобы обеспечивать нужное давление, то и газораспределительная система будет работать с большими сложностями, и для Украины снабжать потребителей станет гораздо сложнее. Это был аргумент, почему транзит должен продолжаться. Исходя из всей логики эскалации, сейчас все-таки компании стали думать, что, может, этого уже и не будет, тем более что и австрийская компания OMV разорвала контракт с „Газпромом“. Это тоже выглядело как какой-то шаг в сторону эскалации. Есть подозрение, что Россия тоже взбрыкнет и в ответ не будет стараться любыми путями продолжать транзит: мол, если вам не нужен газ, тогда и не будем стараться продлевать транзит. Чтобы ситуацию разрулить или нормализовать, компании из Венгрии, Словакии, Австрии и Италии написали письмо в Европейскую комиссию, чтобы она умерила свой пыл, поменьше делала заявлений, что российский газ ненужен».
Мнение к материалу от 18 декабря 2024 года:
«Газовые фирмы ЕС просят продлить транзит через Украину»«Самая очевидная форма продления транзита могла быть, если бы европейские компании покупали газ на официальной границе России и Украины и дальше заказывать его транспортировку по украинской газотранспортной системе от своего имени, примерно повторяя ту же самую историю, которая делается с транспортировкой российской нефти по южной ветке нефтепровода «Дружба». Но потом последовала так называемая байденовская эскалация, когда последние недели нахождения у власти администрация Байдена пыталась в экономической и военной сферах взвинчивать ставки в игре, и частью этой эскалации стало являться и ужесточение риторики Украины относительно того, что она может транзит не продлить. Компании еще исходили из тезиса, что Украине самой транзит очень нужен, потому что транзит российского газа гарантирует давление в трубе, и газотранспортная система функционирует фактически как еще одно хранилище газа. Если нет газа в газотранспортной системе, чтобы обеспечивать нужное давление, то и газораспределительная система будет работать с большими сложностями, и для Украины снабжать потребителей станет гораздо сложнее. Вот это был аргумент, почему транзит должен продолжаться. Исходя из всей логики эскалации, сейчас все-таки компании стали думать, что, может, этого уже и не будет, тем более, что и австрийская компания OMV разорвала контракт с «Газпромом». Это тоже выглядело как какой-то шаг в сторону эскалации, есть подозрение, что Россия тоже взбрыкнет и в ответ не будет стараться любыми путями продолжить транзит: мол, если вам не нужен газ, тогда и не будем стараться продлевать транзит. Чтобы ситуацию разрулить или нормализовать, компании из Венгрии, Словакии, Австрии и Италии написали письмо в Европейскую комиссия, чтобы она умерила свой пыл, поменьше делала заявлений, что российский газ не нужен, хотя бы на какое-то время, пока не появится новые крупные объемы СПГ, которые придут в Европу через два-три года, когда будут запущены новые мощности в США и Катаре».
Мнение к материалу от 17 декабря 2024 года:
«Страны ЕС хотят проверять страховки танкеров с российской нефтью»«Теневой флот — понятие абстрактное, скорее, публицистическое, часть политического лексикона современного Запада, но это не какое-то кодифицированное понятие на уровне базовых общепринятых документов ООН, других организаций. Поэтому очень сложно конкретный набор претензий предъявить к владельцам танкеров относительно того, что они делают что-то неправильное. До сих пор были призывы в западной прессе переходить к реальным действиям по остановке танкеров, но до сих пор этого не происходило, и даже интересная была публикация в Bloomberg https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-12-09/sanctioned-russia-oil-tanker-turns-back-from-detour-around-uk на тему того, что какой-то танкер «Аттика» испугался идти через Ла-Манш, хотел обойти мимо Великобритании и Северной Ирландии вокруг Шетландских островов, но вместо этого в итоге вернулся на обычный свой маршрут, то есть не было ощущения у владельца танкера, что что-то страшное происходит. Без силовых мер, думаю, ничего у Запада не получится, с точки зрения решения задачи по обвалу российских доходов от нефти, потому что в санкционные списки вносится танкер, дальше он перерегистрируется в другом реестре, получает другого страховщика, другого владельца и другой флаг и продолжает работать. Танкеров достаточно много, все их уничтожить через санкции не получается. Плюс современный Юг и современный Восток стали довольно серьезными игроками на международной арене, и так просто им сказать, что ваши страховки или реестры или флаги неправильные, как-то не очень получается, ведь международное право в том варианте, в котором оно общепризнано, исходит из принципа равенства участников международных отношений, кроме нелегальных, и сказать, что страховка из страны глобального Юга или Востока чем-то хуже и не подходит для танкеров, которые проходят через Датский пролив, очень сложно. Это то же, что сказать: вы знаете, можно купить телевизор, который сделан в одной стране, но нельзя купить телевизор, который сделан в другой стране. Будем вносить больше танкеров в санкционные списки, будем смотреть на страховки, но, если не будут останавливать танкеры силовым путем, проверять у судовладельцев или у экипажа правильность документов, если до этого не дойдет, то ничего они не смогут сделать, а если дойдет, то мы сможем увидеть новый уровень эскалации конфликта».
Мнение к материалу от 16 декабря 2024 года:
«ЕС перенаправляет санкции на партнеров России»«ЕС действует линейно, экстраполируя свою предыдущую линию в отношении борьбы с танкерами теневого флота. Это не выглядит как что-то принципиально новое, просто все большее количество танкеров будет вноситься в эти списки. Россия и те партнеры, которые у нее есть в рамках этого теневого флота, научились обходить данные меры путем перерегистрации танкеров на новых владельцев, в новых реестрах, под новыми флагами, с новыми страховщиками. Этот процесс называется игрой «убей крота» — когда вы в игровом автомате пытаетесь бить по кроту, пару раз попадаете, но потом он появляется из новой лунки. Такими темпами и подходами невозможно решить задачу по кардинальному снижению доходов РФ от экспорта нефти. Допустим, какие-то танкеры попадают в санкционные списки, теряют западные сервисы, не заходят в западные порты, не используют западную систему навигации или финансовых транзакций, после чего они перерегистрируются, снова получают доступ к этим сервисам. Или даже могут обходиться без этих сервисов, используя аналогичные решения стран глобального Юга и Востока».
Мнение к материалу от 16 декабря 2024 года:
«Совет ЕС утвердил 15-й пакет санкций против РФ» «ЕС здесь действует линейно, экстраполируя свою предыдущую линию в отношении борьбы с танкерами теневого флота. Это не выглядит как что-то принципиально новое, просто все большее количество танкеров будут вноситься в эти санкционные списки. Но Россия и те партнеры, которые у нее есть в рамках этого теневого флота, научились обходить данные меры путем регистрации новых танкеров и регистрации этих танкеров у новых владельцев, в новых реестрах, под новыми флагами, с новыми страховщиками. Этот процесс называется игрой «убей крота» — когда вы в игровом автомате пытаетесь бить по кроту, пару раз попадаете, но потом он появляется из новой лунки, такими темпами и подходами невозможно решить задачу по кардинальному снижению доходов РФ от экспорта нефти. Допустим, какие-то танкеры попадают в санкционные списки, не заходят в западные порты, не используют западную систему навигации или финансовых транзакций, после чего они перерегистрируются, снова получают доступ к этим сервисам, даже могут обходиться без этих сервисов, используя аналогичные сервисы, которые предоставляются странами Глобального Юга и Востока. Евросоюз упомянул о возможности использования военной силы для остановки танкеров, которые везут российскую нефть, как они считают, с нарушением, допустим, если бы можно было силой остановить танкер в датских проливах. Намеки на то, что это может произойти, уже были в западной прессе под предлогом того, что не только санкции нарушаются, но и под предлогом того, что танкер старый, неправильный, угрожает экологии региона. Но к этому они пока не переходят, потому что остановка танкера с помощью силы напоминает боевые действия, это можно уже уподобить к блокаде Калининграда или открыто к вводу войск НАТО на Украину, от этого они пока что воздерживаются, что показательно. Интересно, что Bloomberg писал несколько дней назад, что администрация Байдена причастна к эскалации, которая сейчас происходит и в военной сфере — разрешение на применение дальнобойных ракет по России, и в экономической сфере это происходит, это тоже байденовская эскалация. Возможно, как раз Америка перейдет к более жестким шагам, к остановке танкеров или мерам против покупателей российской нефти, то есть объявит о том, что, если какая-то страна или компания покупает российскую нефть, то, она была становится объектом санкций. Но пока это тоже слухи, не факт, что даже американцы на это пойдут, потому что непонятно, как это будет встречено со стороны Индии, Китая, Турции».