Цитаты персоны
Все персоныАндрей Вадимович Кортунов
научный руководитель Российского совета по международным делам
19 августа 1957 г. р.
Мнение к материалу от 15 декабря 2024 года:
«Украина отложила подписание с США договора о полезных ископаемых до прихода Трампа»«Подписание такого рода договоров - дело не очень простое. Необходимо оценить запасы, уточнить условия, подготовить юридические документы. Сама по себе эта процедура занимает определенное время, тем более, что речь идет о нестандартном соглашении. Очевидно, что сейчас руководство Украины пытается найти какие-то подходы к новой администрации США. Здесь явно прослеживается попытка сыграть на том, что Трамп в первую очередь стремится защищать экономические интересы Соединенных Штатов. Я не думаю, что эта сделка может быть оформлена быстро даже после прихода Трампа, скорее это будет морковка для администрации Трампа, которую Зеленский попытается использовать, чтобы вытянуть из этой администрации максимальные уступки по другим вопросам, прежде всего, по вопросам сохранения или даже наращивания военной поддержки Киеву. Насколько это получится, сказать трудно. Но есть сомнения относительно возможности такой сделки. Я допускаю, что сейчас она проработана только на уровне самых общих заявлений, вряд ли существует уже какой-то бизнес-план, который можно было бы предъявить и обговорить с командой Трампа. Возможно, это и попытка заинтересовать Трампа в сохранении максимальной территории Украины под контролем Киева. Главные запасы отдельных видов минерального сырья находятся на востоке Украины, эти территории могут быть потеряны в ближайшем будущем. Это, возможное обоснование. Такие проекты должны быть рассчитаны на долгое время, и не факт, что это время есть в распоряжении нынешнего киевского руководства. Очевидно, что в полном объеме сохранить байденовскую политику невозможно и что это дополнительный аргумент для возможного торга с администрацией Трампа».
Мнение к материалу от 13 декабря 2024 года:
«CNN: администрация Байдена старается передать Украине максимальное количество оружия»«Действительно, уходящая администрация старается использовать любую возможность, чтобы создать некий задел, некий запас прочности с учетом тех факторов неопределенности, которые существуют в отношении входящей администрации Дональда Трампа. Очевидно, что контроль над американской помощью будет ужесточен, эта помощь будет носить более фиктивный характер. Ну и также ясно, что Трамп будет стремиться переложить значительную часть бремени поддержки Украины на европейских союзников США по НАТО. А вот в каких объемах сохранится американская помощь и какова будет структура этой помощи, здесь вопрос пока что открытый. Я думаю, что, вероятно, даже члены команды Трампа не знают ответа на этот вопрос, поскольку очень многое будет зависеть от того, как будет сформулировано окончательное предложение по прекращению конфликта, как на эти предложения отреагируют в Киеве и в Москве, как будет складываться ситуация по линии боевого соприкосновения».
Мнение к материалу от 11 декабря 2024 года:
«МО РФ: удар ракетами ATACMS по Таганрогу не останется без ответа»«Надо этот вопрос задавать военным, но очевидно, что ответ будет, то есть на этот счет можете не сомневаться. А «Орешник», наверное, это наиболее вероятный вариант ответа, здесь тоже могут быть различные цели, связанные с украинской энергетикой, с транспортно-логистической системой, может быть какими-то другими целями. Я думаю, что, скорее всего, использование баллистических ракет, может быть, помимо этого будут использованы какие-то другие средства, которые использовались и раньше, но, возможно, в больших масштабах. Я думаю, что ответ будет безусловно. Самое важное - это все-таки тем или иным образом продержаться ближайшие полтора месяца, не скатиться в эскалацию, понимая, что 20 января придет новая администрация, и какие-то решения нынешнего американского руководства могут быть пересмотрены. Во всяком случае, хотелось бы на это надеяться».
Мнение к материалу от 5 декабря 2024 года:
«WSJ: Украина готова заключить «устойчивый» мир с Россией»«Чем ближе подходит время к инаугурации Трампа, тем меньше надежд, что нынешняя политика Соединенных Штатов в отношении конфликта сохранится. Новый президент так или иначе будет что-то менять, и, по всей видимости, ожидание этих перемен – это определенный стимул для украинской стороны активизироваться в поисках новой платформы для переговоров. Но помимо этого, надо учитывать и положение на линии соприкосновения: здесь события развиваются не в пользу украинской стороны. Это подталкивает украинскую сторону к поиску каких-то новых подходов. Судя по всему, не очень получается. Нарастает усталость от конфликта, в том числе и в тех странах, которые на протяжении всех этих лет выступали в качестве последовательных сторонников Киева. Брать на себя риски, связанные с размещением своих контингентов на территории Украины, я думаю, многие не захотят. Сейчас не так много есть практических возможностей у Европы резко нарастить военную помощь. Вертикальная эскалация, то есть поставки каких-то более современных систем вооружений, более дальнобойных ракет, более современных самолетов, создает очень большие политические риски для Европы, поскольку такого рода эскалация подводит Москву к выводу, что европейские страны фактически становятся участниками конфликта. То есть здесь тоже не все готовы на эти риски идти. Все эти факторы создают определенное поле для политического маневра, но, как всегда, дьявол коренится в деталях. Мы до конца не знаем новые позиции украинской стороны, мы не знаем, на что готов и на что не готов пойти будущий президент Трамп и в какой мере его позиции будут поддержаны на Капитолийском холме и вообще в американском истеблишменте. Возможны разногласия между Соединенными Штатами и европейскими партнерами. Кроме того, мы пока не можем предсказать, насколько российская сторона проявит или не проявит гибкость, учитывая, что, в общем, позиция России была заявлена еще летом этого года и с тех пор не менялась».
Мнение к материалу от 28 ноября 2024 года:
«Путин: Россия ищет цели для поражения «Орешником» на территории Украины»«По всей видимости то, что президент говорил об «Орешнике», адресовано нынешней администрации и является ответом на те решения, которые были приняты в отношении использования дальнобойных американских систем по объектам в глубине российской территории. То есть это предупреждение, касающееся перспективы дальнейшей эскалации конфликта на протяжении ближайших двух месяцев. Понятно, что два месяца – это срок небольшой, но для того, чтобы развязать войну, его вполне хватит. Поэтому президент, по всей видимости, говорит о тех последствиях, которые могут быть порождены подобными решениями в Вашингтоне. Ну и наверное, не только в Вашингтоне, но и других столицах западных стран. А вот его ссылки на Дональда Трампа – это уже, наверное, какой-то первый шаг в направлении возможного российско-американского диалога после 20 января 2025 года, когда президент Трамп займет свой кабинет в Белом доме. Ну и тем более, что, как мы знаем, он делает назначения, в том числе касающиеся возможного американского участия в регулировании конфликта, то есть это, наверное, сигнал к тем людям в новой администрации, которые могут быть задействованы в поисках урегулирования. Но при этом, как мы услышали, президент подтвердил готовность России вести переговоры на тех условиях, которые были озвучены летом этого года, то есть каких-то новых вариантов он не обозначил. Что подтверждает, что российская позиция не менялась, ну и, по всей видимости, не изменится».