Цитаты персоны
Все персоныНадоршин Евгений Равхатович
Главный экономист ПФ «Капитал»
22 августа 1978 г. р.
Мнение к материалу от 14 ноября 2024 года:
«Банки с начала года снизили выдачи кредиток на треть»«В моем понимании снижение количества выдачи кредиток и лимитов по ним — это вполне закономерное следствие деятельности Центробанка по ужесточению условий кредитования. Причем как через повышение ставки, понятно, что для кредиток это менее может быть значимый фактор, чем для многих других видов займов, но тем не менее, это все равно играет свою роль, особенно, когда повышение столь внушительное. И плюс ужесточение нормативов, которые ЦБ предпринимает в очередной фазе вместе с повышением ставки. Тенденция продолжает развиваться, я думаю, что это еще не финал. Надо сказать, рынок в моем представлении был сильно перегрет. Если мы говорим о кредитных картах, то перегрет опасно. То есть если посмотреть собственные материалы ЦБ, на середину лета объем лимитов по уже выданным кредитным картам был около 10,5 трлн рублей. Выбран он был где-то всего на 37%, хотя доля выбранного лимита росла и быстро. Поэтому там даже при снижении выдачи новых кредитов и сокращении лимитов по новым и старым, уже выданным кредиткам, там потенциал наращивания, просто объемы задолженности впечатляющие. То есть новых кредиток вообще не надо выдавать для того, чтобы, например, объем задолженности по кредитным картам мог удвоиться гипотетически. Безусловно, это несет очень большую опасность для банковского сектора и для населения. Этот процесс кажется управляемым, и если посмотреть на то, что творилось в части кредитования населения, то кредитные карты за последнее время стали самым популярным продуктом, сильно потеснив и посткредитование, и даже кредиты наличными».
Мнение к материалу от 24 сентября 2024 года:
«Правительство обсудило проект федерального бюджета на 2025-2027 годы»«Почти 3 процентных пункта роста каждый год у нас заложено в официальном прогнозе, если я правильно понял из выступления министра. Прямо скажем, такого оптимиста нужно еще поискать. Естественно, с нефтегазовыми доходами могут быть проблемы, то есть если эти доходы сформированы на основании неадекватно оптимистичного прогноза, боюсь, в полном объеме набрать их не получится. По расходам бюджет точно выглядит консервативно, по дефициту, безусловно, тоже, но нереалистично в моем понимании. Не столь скромные расходы, не столь скромный дефицит, думаю, это все недостижимо не только в ближайшую трехлетку. Мы не видим пока полноценно пересмотр расходов на 2026-2027 годы, мы видим только дефицит, по крайней мере то, что видно в новостях. 2025 год выглядит нереалистично, по доходам дефицит на всю трехлетку выглядит нереалистично, в моем понимании. Что касается доходной части, того, что заложено в законе о бюджете, 5 с лишним трлн можно получить. Учитывая, что у нас уже за восемь месяцев 23 трлн — рабочая история, в этом году получить 36 трлн реально. И прибавить к этим 36 еще 4 с лишним за счет, во-первых, налоговой реформы и за счет инфляции, которая позволит уже имеющиеся доходы проиндексировать как минимум на пару триллионов. Вот, если грубо, как может получиться 40 трлн. В этом плане не катастрофа. А вот что касается расходов — 41,5 трлн, я бы в это не поверил. Потому что с учетом планов по урезанию дефицита это фактически означает, что у нас только оборонка и растет. Те утечки в недружественном Bloomberg, похоже, это действительно адекватные цифры. И, к сожалению, у нас урезается, похоже, очень большое количество статей, связанных с гражданским развитием, то есть с образованием, здравоохранением, с социалкой. То есть мы можем увидеть нерастущую социалку, потому что иначе, извините, не хватит. Я думаю, что, если к концу 2025 года будет 43 трлн, это будет замечательно, хорошо бы не 45».
Мнение к материалу от 18 сентября 2024 года:
«В России рекордно подорожали авиабилеты экономкласса»«Еще у меня получше, чем в среднем по статистике, получилось с парикмахерской. У меня цена не выросла. И, например, гречка, которая доставляла неудобства некоторое время, в этом году, похоже, уродилась. С яйцами все не очень, с курицей все даже неплохо. И в своей корзине я вижу, что курица не подорожала быстрее, чем инфляция, даже, может, немного снизилась к аналогичному периоду прошлого года. И у Росстата картина очень похожая. С молоком было спокойно, вообще не подорожало. Самые хорошие новости у нас по медленно дорожающим, а в некоторых случаях, может, даже и недорожающим товарам, это в непродовольственных товарах. Тут вообще все классно. У Росстата это видно. Это самые медленно растущие позиции по инфляции: теле-, радиотовары имеют очень скромные темпы роста за год. Август к августу — меньше 4%. Да, подтверждаю, так получилось. Из-за поломки обновлял телевизор. Сейчас проверил, поскольку брал через агрегатор — приблизительно 5% прирост цены. Кухонные вещи, кастрюли, еще какая-то мелочевка для дома. Счетчик воды, например, менял. Очень даже скромные темпы роста — в пределах 5%, не больше».
Мнение к материалу от 14 сентября 2024 года:
«Выдача кредитных карт в августе снизилась на 5% впервые за пять лет»«Ничего критичного в этом нет, порядка 5% в номинале к июлю, и это в общем тенденция, которая была видна. Например, по данным тех же кредитных бюро, скоринговых бюро можно увидеть, что доля клиентов с тремя и более кредитов и у банков, и у МФО - это порядка 30-40 с лишним процентов. Ну, не сложно предположить, что с тремя и более кредитами показатель долговой нагрузки совокупно у этих клиентов весьма хорош, и скорее всего выше 50%, причем возможно значимо. Как результат, естественно мы получаем падение в итоге. Снижение выдач в номинальном и штучном выражении на 5% кажется достаточно даже мягкой реакцией в текущих условиях. Я, если честно, даже ожидал бы большего, но посмотрим, дождемся полной статистики по портфелю, посмотрим, что в МФО. Потому что, если мы посмотрим на данные последних кварталов, хорошо видна миграция клиентов из банков в МФО, в том числе видимо на фоне ужесточения требований ЦБ. Поэтому посмотрим, что у нас собственно произошло с заимствованиями. Не нужно забывать, что те же кредитные карты - это продукт, который достаточно сильно конкурирует, в том числе с предложениями микрофинансовых организаций. Не исключено, что то, что у нас просело в банках, сейчас может обнаружиться в МФО. Прямо сейчас МФО могут компенсировать то, что в общем не додали банки, в том числе как раз на кредитах наличными, на кредитных картах, и в общем может так получиться, что большого снижения портфеля может не произойти».
Мнение к материалу от 12 сентября 2024 года:
«Росстат: в августе инфляция составила 0,2%»«Вышедшие данные по инфляции принципиально ничего не должны поменять в решении ЦБ. Стоит обратить внимание, что, несмотря на довольно порочную практику, сложившуюся у нас в части аналитики и трактовки действий ЦБ, к сожалению, поддержанную самим регулятором нередко, краткосрочные данные по инфляции являются в лучшем случае сигналом исключительно слабой важности для принятия решения о ставке. Недельные и месячные данные по инфляции за прошлые периоды очень мало влияют на то, какой инфляция будет в ближайшие 1,5-2 года, а это именно тот самый горизонт, на котором ставка влияет на экономическую активность, и это не мои оценки, у ЦБ цифры такие же по этой части. А влияние ставки начинает быть заметным где-то в пределах квартала, обычно не сразу после повышения. То есть если ориентироваться на недельные и месячные данные при принятии решения о ставке, а целиться в будущее, то это не эффективная стратегия. Поэтому по-хорошему, какие бы не выходили данные за август и сентябрь, какие бы данные Росстат не опубликовал за август и первую неделю сентября по инфляции в разумных пределах, это никак не должно было бы сказаться не то, что на само решение, но и на ход обсуждения. Тот факт, что инфляция оказалась на уровне 0,2%, действительно, в последние недели августа намекало, что можно было бы рассчитывать на что-нибудь поменьше, даже надеяться на 0,1%, но большая часть августовской инфляции ровно на 0,2% и указывало».