ЦАМТО: санкции Совбеза ООН стоили России $11-13 млрд
Лента новостей
Общие потери России в результате отказа от военно-технического сотрудничества с Ираном могут составить от 11 до 13 млрд долларов, сообщил директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко
Общие потери России в результате отказа от военно-технического сотрудничества с Ираном могут составить от 11 до 13 млрд долларов, сообщил РИА «Новости» директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.
«Этот объем включает как поставки по уже подписанным контрактам, так и упущенную выгоду от сворачивания программ по перспективным проектам», — сказал Коротченко.
По данным ЦАМТО, в 2001 году Тегеран приступил к реализации 25-летней программы перевооружения национальных вооруженных сил, которая предусматривала в основном ориентацию на закупку вооружения и военной техники российского производства.
Общий объем финансирования программы оценивается в 25 млрд долларов.
По словам Коротченко, одним из наиболее перспективных сегментов военно-технического сотрудничества России и Ирана является тематика ПВО. Помимо этого, в перспективе Иран рассматривался как возможный заказчик зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) среднего радиуса действия «Бук-М2Э» для создания эшелонированной системы ПВО страны. Перспективный объем данной закупки эксперты оценивают в пределах от 18 до 36 таких ЗРК. По данной позиции упущенная выгода оценивается в 250-500 млн долларов.
В январе 2007 года Россия полностью завершила поставку в Иран 29 ЗРК малой дальности «Тор-М1» стоимостью 700 млн долларов. Сейчас эти «Торы» развернуты для прикрытия от нападения с воздуха важнейших иранских государственных и военных объектов. Потери российской стороны в случае отказа поставлять запчасти и ракеты для ЗРК «Тор-М1» можно приблизительно оценить в 50-80 млн долларов.
Ранее Тегеран высказывал намерение закупить до 1000 российских переносных ЗРК «Игла». Сумма возможного контракта могла составить до 500 млн долларов. Иранская сторона также проявляла интерес к закупке радиолокационных станций «Гамма-ДЕ», «Каста-2Е2». В данном случае ориентировочные потери России могут составить 100-200 млн долларов.
Таким образом, прекратив военно-техническое сотрудничество с Ираном, Россия только в сегменте вооружений ПВО потеряет от 1,8 млрд долларов до 2,2 млрд долларов, сказал Коротченко.
По оценке ЦАМТО, аналогичные потери за период 2010-2025 годов от замораживания ВТС с Ираном в сегменте военно-морской техники составят 2,2-3,2 млрд долларов, авиационной техники — 3,4-3,7 млрд долларов, техники Сухопутных войск — 2,1-2,5 млрд долларов, вертолетной техники — около 1,1 млрд долларов. Потери от сворачивания сотрудничества в сфере космоса оцениваются в 200 млн долларов, а от прекращения поставок в Иран запчастей к ранее закупленным ВиВТ — в 200-250 млн долларов.
Поставки военной техники Ирану попадают под санкции Совбеза ООН. Данные меры были введены против Ирана 9 июня. Резолюция ограничивает поставки вооружений в эту страну, а также рекомендует государствам-членам ООН обратить особое внимание на вопросы сотрудничества с иранскими банками.
22 сентября президент России Дмитрий Медведев запретил передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. В конце сентября глава парламентской комиссии Ирана по нацбезопасности Алаеддин Боронджерди заявил, что власти Ирана подадут на Россию в суд, если контракт не будет выполнен. Министр иностранных дел России в свою очередь заявил, что запрет поставки ракетного комплекса подпадает под форс-мажор.
В четверг глава Ростехнологий Сергей Чемезов заявил, что российская сторона должна Ирану только аванс за комплексы С-300, никакие другие компенсации за отказ от контракта не предусмотрены.