РСПП надеется избавить бизнес от репрессий
Лента новостей
Союз промышленников и предпринимателей предложил свои поправки в Уголовный кодекс. Бизнесмены считают, что необходимо уточнить в УК ряд терминов, а некоторые статьи отменить
Российский союз промышленников и предпринимателей предложил свои поправки в Уголовный кодекс. Бизнесмены считают, что необходимо уточнить в УК ряд терминов, а некоторые статьи отменить, чтобы устранить искусственную криминализацию экономических отношений и сделать уголовное законодательство менее репрессивным. В частности, ликвидировать статью «незаконное предпринимательство».
Доклад РСПП о модернизации УК занимает 53 страницы. У РСПП есть конкретные идеи по изменению уголовного судопроизводства, реформированию исправительной системы, а также изменению ряда глав УК.
Отдельно представители РСПП подготовили изменения 21 главы (преступления против собственности) и 22 главы УК (преступления против экономической деятельности). На главу 21 в 2009 году пришлось 1,798 млн дел (60,1% от всех возбужденных дел), на главу 22 — значительно меньше: 96,2 тысячи дел (3,2%) в отношении 27,9 тысяч человек (2,3%).
В частности, в РСПП предлагают точнее сформулировать понятие «хищение», а также исключить из норм УК о мошенничестве приобретение прав на чужое имущество. Кроме того, бизнесмены предлагают исключить статью «незаконное предпринимательство», «незаконная банковская деятельность», «недопущение, ограничение или устранение конкуренции» и ряд других.
Еще одно конкретное предложение — более четко ограничить применение лишения свободы. Требуется уточнение самой нормы: необходимо, чтобы она учитывала тяжесть преступления и личность подозреваемого, заявил Business FM член правления фонда «Институт современного развития» Евгений Гонтмахер. «Мера пресечения в виде лишения свободы должна быть как исключение. Для лиц, которые впервые осуждены за то, что они совершили преступление небольшой или средней тяжести в экономической сфере, надо воздерживаться от лишения свободы. Если — это важно — деяние этого человека было вызвано противоправным поведением потерпевшего или представителя власти, мы предлагаем ввести такую меру как официальное предостережение, и, конечно же, штраф» — пояснил Гонтмахер.
Уголовное законодательство в настоящее время отличается очевидной неэффективностью и чрезмерной репрессивностью, констатируют авторы поправок. Сейчас необходимо изменить отношение к предпринимательству к лучшему. Корень зла в том, что некоторые законы можно трактовать совершенно по-разному, считает председатель комитета РСПП по собственности и развитию конкуренции Михаил Фридман. «Безусловно, вот именно эта такая серая зона, в которой по-разному можно толковать законодательные акты, является источником и коррупции в правоохранительных органах, и недобросовестной конкурентной борьбы в предпринимательской среде, — объяснил Фридман в интервью Business FM. — Нужно очень четко отделить [от преступлений] стремление зарабатывать деньги, которое является природным естественным намерением любого предпринимателя».
Тема либерализации уголовного законодательства была поднята Дмитрием Медведевым еще в 2009 году. В феврале этого года президент встречался с предпринимателями и пообещал им продолжение этого курса. В частности, он предложил установить в России минимальный размер залога — 100 тысяч рублей. В этом году был введен мораторий на арест подозреваемых в экономических преступлениях, а также отменена статья «лжепредпринимательство». Сейчас в законодательных кругах обсуждается еще одна либеральная идея в сфере уголовного законодательства — введение штрафных санкций вместо лишения свободы за мелкое взяточничество. На недавнем заседании Госдумы министр юстиции Александр Коновалов выдвинул еще одну идею: он считает необходимым отказаться от нижних порогов наказаний в санкциях уголовного закона, которыми руководствуются судьи, поскольку это мешает им назначать обвиняемому меньший срок наказания, если он этого заслуживает, объяснил Коновалов. Впрочем, министр не исключает, что эта отмена нижнего порога наказания может увеличить коррупцию в российской судебной системе.
Какие бы поправки в УК не были введены, и как бы ни был хорош новый закон, все равно найдутся пути обойти его, отмечает глава некоммерческого партнерства содействия защите бизнеса «Бизнес солидарность» Яна Яковлева.
«Закон даже самый хороший все равно не исполняется. Мы видим это по инициативам Медведева, [касающаяся моратория на аресты], — говорит она Business FM. — Вот пример: постановление суда по делу основателя Sunrise Сергея Бобылева. Предпринимательская деятельность не предполагает нанесение ущерба гражданам. А то, что он не возвращал деньги кредиторам — поставщикам и банкам, — это нанесение ущерба гражданам. А если предпринимательская деятельность этого не предполагает, то он и не предприниматель. Формулировки совершенно дикие», — констатирует Яковлева.