Первые итоги лета тревоги нашей
Лента новостей
Аномальная жара и то, как отечественные власти разных уровней с ней боролись, могут обойтись России в 1% ВВП — таковы самые предварительные экономические итоги еще не окончившегося лета
Российский бизнес и экономисты подводят итоги аномального лета в преддверии нового делового сезона. В Москве в течение 33 дней подряд температура воздуха не опускалась ниже 30 градусов тепла, сообщили РИА Новости в центре погоды «Фобос». Не менее тяжелая обстановка была и на большей части Центральной России.
Убытки, которые понесла экономика РФ от аномальной жары и лесных пожаров, могут стоить 1% роста ВВП в 2010 году, или 450 млрд рублей (15 млрд долларов) при прогнозном номинальном ВВП страны на этот год в 44,8 трлн рублей. Такие данные ранее приводили аналитики HSBC и «Уралсиба». «Деньги будут направлены как на восстановление сгоревших домов и деревень, так и на материальную помощь погорельцам. Эта сумма также включает в себя все проводимые на территории РФ мероприятия, направленные на тушение пожаров в селах и в лесных массивах», — говорит аналитик группы компаний Broco Ева Богова.
Но кроме этих статей расходов потребуется еще и государственное регулирование ценовой политики на рынке продовольствия, показавшего резкий рост цен в силу сложившихся природных факторов и недобросовестности ряда предпринимателей, считает эксперт Broco. За первую неделю августа уже появилось первое, зафиксированное Росстатом, негативное макроэкономическое последствие природных аномалий — скачок инфляции. С 3 по 9 августа она ускорилась до 0,2%, тогда как до этого в течение нескольких месяцев недельный рост потребительских цен не превышал 0,1%, отмечает «РИА Новости». С начала года инфляция составила 5%, при этом особенно динамично дорожают мука, крупы и хлеб.
Не исключено, что ускорение инфляции вынудит ЦБ России сдвинуть момент начала повышения ставок, чтобы соответствовать текущим рыночным условиям и предупредить дальнейший рост цен, считает начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. «Разумеется, рост инфляции первоначально не будет вызван монетарными факторами, — добавляет эксперт. — Мы сохраняем наш прогноз по инфляции на конец 2010 года на уровне 8%».
Эксперты, опрошенные ранее BFM.ru, не исключали, что в случае разгона инфляции государство может пойти на «заморозку» цен на социально значимые продовольственные товары. Президент России Дмитрий Медведев уже заявил, что для роста цен на хлеб оснований нет, Генпрокуратура совместно с ФАС взялась следить за ценами на хлеб, чтобы не допустить «необоснованного роста».
К потерям экономики следует отнести и упущенную выгоду от экспорта зерна, запрещенного до 2011 года. Вместо обычных 20 и более млн тонн поставок за границу, Россия в этом сельскохозяйственном году сможет продать за рубеж лишь 2-4,5 млн тонн. А производители, до введения эмбарго заключившие контракты на поставку, могут столкнуться с судебными исками. Медведев уже поручил правительству защитить российских экспортеров, создав необходимые юридические доказательства того, что они не выполнили обязательства из-за форс-мажора.
Однако в более длительной перспективе наибольшую угрозу представляет не упущенная выгода, а потери традиционных партнеров. «Для России поставки зерна на экспорт год от года становились все более важными. Если на рынке энергоносителей России главное было удержать долю, то на рынке зерна доля России стабильно росла», — говорит BFM.ru управляющий директор фонда MidCap sickle and hammer Владимир Рожанковский. Проблемы могут возникнуть в следующем сезоне, считает эксперт: США может занять российскую нишу, и России, чтобы отвоевать потерянные позиции на рынке зерна, придется идти на ценовые войны. (Газета The Financial Times полагает, что американцы уже занимают место России на этом рынке). «Если в этом году на рынках мы видели крен в сторону роста цен на продовольственные товары, то в следующем может произойти кардинально противоположная ситуация», — опасается эксперт. Крупнейший в мире импортер пшеницы, Египет, уже договорился с США и ЕС о поставках 250 тысяч тонн пшеницы.
Кроме того, в тяжелом положении оказались и поставщики сельхозтехники. «В регионах, наиболее сильно пострадавших от жары, возникают проблемы с контрактами на поставку техники для автоматического управления технологическими процессами на 2011 год, — рассказал BFM.ru гендиректор электротехнической компании «Фабер» Михаил Плынский. — Ряд компаний разрывают контракты или замораживают их, так как не могут выполнить свои бизнес-планы». Сельхозпредприятия, несмотря на обещание правительства пролонгировать уже взятые кредиты, просто не могут увеличивать свои риски и брать новые кредиты на новые объекты или оборудование, говорит эксперт.
Пострадавшие от засухи регионы уже потянулись за бюджетными кредитами на 53,5 млрд рублей. Также ведется работа по пролонгации банкирами ранее взятых аграриями займов. Всего объем федеральной помощи сельхозпроизводителям составит 35 миллиардов рублей, не считая денег из регионов. В целом, с учетом снижения продаж сельхозоборудования, убытки агросектора составят 5-7 млрд долларов, а выручка предприятий сократится примерно на четверть, передает «РИА Новости».
Последствия засухи будут ощущаться как минимум 1-2 года, считает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» / Morison International Ирина Воробьева. «Производство в АПК упадет не только в этом году, но и в следующем, так как уже приходится корректировать планы по посеву озимых и яровых. Пока не очень понятна ситуация со сбором зерна в этом году: если заявки регионов будут удовлетворены не в полной мере и интервенционное зерно не дойдет до пострадавших, то осенью может начаться массовый забой скота, тогда восстановление в мясо-молочной промышленности затянется на годы, а страну захлестнет импорт», — опасается эксперт.
Однако самые большие потери для российской экономики пока нельзя даже спрогнозировать, говорит BFM.ru Владимир Рожанковский из MidCap sickle and hammer. «Неизвестно, как сказалась жара на населении страны. Это самые существенные потери, но их невозможно оценивать до обнародования статистики», — говорит эксперт.
Московские чиновники в начале августа признавали, что только в Москве за несколько суток непрерывного смога и высокой температуры смертность выросла в два раза: с 360-380 случаев в сутки до 700. Однако Минздрав, фиксировавший до этого стабильное сокращение летальности, усомнился в достоверности данных и запросил у департамента здравоохранения Москвы разъяснений.
Досрочно вышедший из отпуска московский мэр Юрий Лужков заявил на заседании правительства Москвы, что время прибытия «скорой помощи» к пациенту в Москве необходимо сократить до трех-четырех минут. Руководитель столичного департамента здравоохранения Андрей Сельцовский отметил, что в нынешних условиях этого сделать нельзя, но «в будущем это станет возможным». Также Лужков распорядился оборудовать все родильные дома в Москве системами кондиционирования воздуха.