Лондон стал «имидж-прачечной»
Лента новостей
Британские PR-компании, специализирующиеся на «отмывании имиджа» репрессивных и коррумпированных режимов, достигли в своем бизнесе значительного успеха. Их клиенты — политики из африканских стран, Шри-Ланки, Казахстана, России и Саудовской Аравии
Лондон традиционно называют одной из столиц европейских финансов, мировой моды и много еще чего другого, что подогревает национальное самосознание англичан. Как показало расследование газеты The Guardian, с некоторых пор Лондон также стал мировой столицей гораздо более сомнительного бизнеса: британские PR-компании специализируются на «отмывании имиджа» репрессивных и коррумпированных режимов и достигают в этом большого успеха. Среди клиентов английских пиарщиков газета называет политиков из африканских стран, Шри-Ланки, Казахстана, России и Саудовской Аравии.
Это крупный бизнес, стоимость контракта за «коммуникационные советы» тому или иному правительству доходит до 2 миллионов фунтов. «Советы» дают режимам, которые обвиняются в систематических пытках, коррупции и цензуре и которые подвергаются критике международных организаций. Объем услуг британской PR-индустрии оценивают в 7 миллиардов фунтов; по данным Ассоциации пиар-консультантов (PRCA), «отмывание имиджа» иностранных правительств и политиков — растущий сегмент этой индустрии.
Даже президент Судана Омар Башир, которого международный суд обвиняет в геноциде, через посредников связывался с двумя британскими компаниями с просьбой помочь ему улучшить имидж.
Как говорит глава PRCA Фрэнсис Ингхэм (Francis Ingham), «автократические правительства осознают, что им требуются более утонченные методы». По данным PRCA, спрос на имидж-услуги особенно растет в бывших коммунистических странах и Китае. Одна из ведущих компаний в этой области Chime plc, которую возглавляет бывший советник Маргарет Тэтчер лорд Белл, половину своего дохода в 67 млн фунтов в прошлом году заработала на зарубежных контрактах — рост более чем на треть по сравнению с предшествующим годом.
Проблема в том, что некоторые сделки могут подорвать имидж самих имиджмейкров. В профессиональном кодексе, который подписали ряд PR-компаний, говорится, что политконсультанты должны сообщать своим клиентам, какие из их действий являются противозаконными или неэтичными, и если таковая практика продолжается, отказываться работать с ними.
Между тем Portland PR, возглавляемая бывшим заместителем пресс-секретаря Тони Блэра, и Hill & Knowlton были в числе тех, кто пытался получить недавно контракт стоимостью более 1 миллиона фунтов стерлингов по консультированию правительства богатого нефтью Казахстана. Ранее в этом году режим Казахстана был обвинен Amnesty International в невыполнении своих международных обязательств в области прав человека. В то же время агентство Sans Frontieres, подразделение Chime plc, не стало подписывать корпоративный кодекс этики, к которому присоединились вышеупомянутые компании. Представители Sans Frontieres при этом заверяют, что являются законопослушной компанией.
Что касается контракта правительства Казахстана, то он достался компании BGRGabara, которая не входит в ассоциацию пиар-консультантов. Правда, на сайте BGRGabara Казахстан в числе клиентов не упоминается. ООН в настоящее время расследует обвинения в пытках, которые практикуются в полицейских участках в Казахстане. Результатом сотрудничества казахстанских властей с другой британской компанией является следующий пассаж на сайте Kazakhstan Live, созданном для МИДа этой страны PR-компанией Marston-Nicholson: «Политическая стабильность, религиозная терпимость и уникальное местоположение на пересечении путей из Китая в Россию и Европу способствуют тому, что Казахстан играет стабилизирующую роль для всего региона и превращает его в идеальное место для проведения Конгресса мировых религий».
Член палаты общин Пол Фаррелли (Paul Farrelly) отмечает, что все чаще PR-агентства работают не с физическими лицами, а со странами. По мнению парламентария, всякий уважающий себя профессионал должен задать себе вопрос: тот ли это режим, на который мне стоит работать?
Что, собственно, некоторые имиджмейкеры и делают. Компания Bell Pottinger отказалась работать с суданским президентом, когда получила соответствующее предложение. Однако та же компания занята улучшением имиджа правительства Шри-Ланки, которое обвиняют в бесчеловечных бомбардировках мирного населения во время войны с тамильскими сепаратистами в 2009 году. Евросоюз из-за этих бесчеловечных действий отказал шриланкийским товарам в преференциальном доступе на европейские рынки.
Компания Chime plc работает с правительством Замбии — страны, где, как предполагают, скрываются виновные в массовом геноциде в соседней Руанде. Нынешние руандийские власти с помощью британских консультантов существенно улучшили имидж страны, где несколько лет назад были уничтожены сотни тысяч человек. Сейчас Руанда ассоциируется у западных туристов не с горами трупов, а с редкими гориллами, посмотреть на которые любители живой природы приезжают со всего света.
Британкие политконсультанты утверждают, что одно из их конкурентных преимуществ — это солидная репутация лондонских СМИ — таких, как газета The Financial Times и еженедельник The Economist. По их словам, то, что пишется в англоязычной прессе, оказывает определяющее влияние на создание мировых репутаций, причем именно британские СМИ играют в этом главную роль.
Компания Portland PR напрямую работает с Кремлем, объясняя своим российским клиентам, как лучше общаться с британским парламентом, а также то, как вести себя в случае появления в британских СМИ негативных статей о России.
Любопытно, какой совет даст компания Portland PR Кремлю относительно публикации в газете The Guardian об особенностях работы британских пиарщиков.