Куба меняет экономический курс
Лента новостей
В стране должно появиться гораздо больше, чем раньше частных малых предприятий
В стране должно появиться гораздо больше, чем раньше частных малых предприятий. Решение Рауля Кастро связывают с грядущим сокращением около миллиона рабочих мест.
Частный сектор на Кубе сейчас составляет всего пять процентов от всего объема экономического сектора. Очевидно, что принять безработных, число которых после грядущего сокращения возрастет в разы, в нынешнем состоянии он не сможет. Куба когда-то уже пыталась повысить роль частного бизнеса. В начале 90-х в стране провели реформы, в итоге появились игроки из Канады и Европы. В дальнейшем, их количество снизилось и теперь Куба пытается выжить в трудных для себя условиях, говорит директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев:
«Конечно, эти меры необходимы. На Кубе, в отличие от, скажем, европейских стран или от России, нет демографической проблемы. То есть, рынок труда растет, но экономика Кубы испытывает нехватку ресурсов, испытывает нехватку валюты для приобретения этих ресурсов. Я не думаю, что российский малый бизнес, который сам по себе достаточно слаб, будет в состоянии развивать какие-то действия в десятках тысяч километров от России».
Расходы на авиаперелеты съедят все возможные доходы, так что отечественному малому бизнесу Куба не очень интересна, считает гендиректор туристической компании «Открытие» Василий Лебедев. То ли дело, крупные игроки:
«Предприятия большого размера и со значительными финансовыми ресурсами, безусловно, будут в этом заинтересованы, ведь это непаханое поле для туризма, с гостиницами, которые сейчас в целом не соответствуют общепринятому стандарту качественного и дорогого отдыха. Люди любят вкладываться в недвижимость, и люксовую такую за рубежом».
Новые условия будут интересны, прежде всего, испанским и португальским игрокам. Некоторые эксперты предположили, что не меньше половины будущих инвестиций принесут бывшие кубинские иммигранты. Говорит замдиректора института международных исследований Виктор Мизин:
«Может быть, скоро мы увидим совершенно другую Кубу, так как мы видим совершенно новый Вьетнам, где идет царство частного бизнеса. Если действительно будет взят курс на рыночные реформы, жизнь кубинцев станет гораздо лучше».
Чего не скажешь о миллионе сотрудников, чьи рабочие места в государственном секторе посчитали избыточными. Кроме того, в правительстве отметили, что изменения экономической политики, это лишь улучшение существующей модели, а не поворот к капитализму.
Евгения Смурыгина