16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
2 июля 2010, 11:41 ФинансыНаукаОбщество

Сколько стоит счастье

Лента новостей

Расхожую в недалеком прошлом истину — «не в деньгах счастье» — отчасти подтвердило глобальное социологическое исследование Gallup

Радость и наслаждение гарантируют не деньги, а осознание своей независимости и уважение окружающих. Фото: tristan_bethe/flickr.com
Радость и наслаждение гарантируют не деньги, а осознание своей независимости и уважение окружающих. Фото: tristan_bethe/flickr.com

Расхожую в недалеком прошлом истину — «не в деньгах счастье» — отчасти подтвердило масштабное социологическое исследование, проведенное американскими учеными из Университета Иллинойса. Они проанализировали результаты первого всемирного опроса агентства Gallup. Опрос с участием более ста тысяч респондентов из стран, представляющих 96% населения Земли, выявил, что деньги придают их обладателю чувство уверенности, но не способны купить ощущение счастья, пишет газета The Daily Telegraph.

Тем самым, довольными могут считать себя и богатые, и обладатели средних и даже низких доходов.

Такие позитивные эмоции, как радость и наслаждение, гораздо более тесно связаны не с деньгами, а с другими факторами — такими, как сознание того, что тебя уважают, с ощущением независимости. Источником позитивных эмоций также являются друзья и дающая удовлетворение работа.

Как говорит автор исследования профессор Эд Дайенер (Ed Diener), людей всегда интересовал этот вопрос: приносят ли деньги счастье? «Результаты исследования показывают, что все дело в том, как вы определяете понятие «счастье»; если рассматривать удовлетворенность жизнью — то, как вы в целом оцениваете свою жизнь, — по всему миру наличествует достаточно сильная корреляция между уровнем дохода и счастьем. С другой стороны, не может не поражать, насколько мала корреляция между позитивными эмоциями и собственно получением наслаждения».

Результаты опроса Gallup опубликованы в издании Journal of Personality and Social Psycology. Он проводился с 2005 по 2006 годы в 132 странах с участием 136 тысяч человек. В районах проживания более зажиточной части населения опрос осуществлялся по телефону; в сельской местности и бедных районах вопросы задавали лично всем респондентам, посещая их на дому.

Авторы работы называют ее «первым глобальным репрезентативным опросом», целью которого было выяснить, почему люди повсеместно связывают счастье с более высокими доходами. Оценивая ответы на вопросы, исследователи оценивали уровень доходов респондентов, стандарты их жизни, то, насколько удовлетворяются их потребности в пище и жилище, какого рода удобствами они пользуются и ощущают ли они, что их психологические потребности удовлетворены.

The Daily Telegraph поясняет, что речь идет о первом глобальном исследовании уровня счастья, в котором дифференцированы такие понятия, как удовлетворенность жизнью, философское представление о том, что твоя жизнь идет хорошо, и повседневными позитивными и негативными эмоциями.

«Все (до сих пор) пытались определить связь между удовлетворенностью жизнью и доходом, — говорит профессор Дайенер. — Справедливо утверждать, что, становясь богаче, человек ощущает большее удовлетворение от своей жизни; однако это имеет гораздо меньшее влияние, чем мы полагали, на то, доставляет ли жизнь наслаждение».

Маленькие деньги приносят счастье, большие — заботы

Социолог Дмитрий Орешкин считает, что сама по себе постановка вопроса некорректна, потому что процесс, как он выражается, стохастический (т.е. случайный, вероятностный — BFM.ru). Кому-то деньги приносят счастье, кому-то не приносят. Правильней, по его мнению, было бы утверждать, что в большинстве случаев без денег трудно добиться счастья, поделился Орешкин своим мнением в интервью порталу.

Как правило, если совсем денег нет, то семье трудно добиться счастья. Но есть абсолютно счастливые семьи без денег, и есть абсолютно несчастные семьи с деньгами. Деньги не обеспечивают счастье сами по себе, они являются одной из необходимых частей, составляющих вот это понятие. Т.е. счастье — это, все-таки, гармония в семейной жизни, в сексуальной жизни, в культурной жизни, и в денежной жизни тоже. Если есть все, но не хватает систематически денег — ощущения счастья нет. Если есть деньги, но нет чего-то важного основного, сексуальной, любовной связи, семейной любви, проблемы с детьми, здоровье, то деньги счастья не заменяют. Так что значит, во-первых, асимметрия — условие необходимое, но не достаточное, и, во-вторых, даже при этом надо иметь в виду, что связь не функциональная, а вероятностная, или стохастическая, полагает Орешкин.

Бывший совладелец «Седьмого континента» депутат-единоросс Владимир Груздев, считает, что все зависит от того, насколько много денег у человека, причем зависимость здесь, по его мнению, обратная: «Небольшие деньги счастье приносят однозначно. А большие приносят большие заботы», — сообщил депутат BFM.ru.

Небольшие деньги в представлении Груздева — это те, которые необходимы человеку для нормальной жизни. Вот они и приносят счастье. Отвечая на вопрос о своем личном опыте в этой области, единоросс сказал: «У меня разные были этапы в жизни, когда-то (деньги) приносили счастье, сейчас приносят заботу».

Преумножающиеся деньги приносят удовлетворение, полагает первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, уточняя, что имеет в виду профессиональное, а не личное удовлетворение: «Я уверен, что большинство богатых людей уже не думают о личном, а думают о профессиональном». Те, кто профессионально занимается деньгами, они уже думают не о деньгах, а именно о профессии, о том, что необходимо сделать для того, чтобы богатство стало больше. Как говорит Аксаков, речь идет не о благосостоянии, а именно о деньгах как капитале: «деньги как мощность, как мощь; не деньги цель, а тот результат, который деньги дают. Скажем, можно построить завод, фабрику, дорогу».

Бывший издатель российской версии журнала Playboy музыкальный критик Артемий Троицкий был категоричен: «Деньги счастья не приносят, могу сказать очень коротко». Далее он поделился с нашим корреспондентом, что недавно вновь стал отцом, и в момент телефонного интервью выбирал вещи для младенца.

«Формула счастья», или научный подход

Бестрепетные ученые пытаются препарировать даже такое субъективное чувство, как счастье. Конгресс на эту тему недавно прошел в немецком Дармштадте. BFM.ru подробно отчитался о прозвучавших на конференции выводах исследователей, занимающихся разными аспектами счастья. Один из результатов — в «индивидуальности» этого чувства. К счастью нужно подходить с собственными мерками, а не примерять на себя чужие, рекомендовал корреспонденту BFM.ru в Германии Константину Куцу участник конгресса в Дармштадте экономист Мартин Карлссон.

Генетик Дэвид Ликкен из Университета Миннесоты положение о том, что «каждый счастлив по-своему», полностью разделяет. Проанализировав информацию о 4000 близнецов, Ликкен установил, что как минимум на 50% это чувство связано с генами: от них во многим зависит характер человека, его способность противостоять стрессу и депрессии. «Поэтому пытаться стать счастливее так же бесполезно, как стараться подрасти, у каждого человека свой, определяемый генетикой, порог счастья», — говорит Ликкен.

С этим постулатом в корне не согласны основоположники «Движения позитивной психологии». Они убеждены в том, что нужно пересмотреть само предназначение психологии. Вместо того чтобы копаться в причинах низменных пороков, лучше подумать о том, как сделать человека счастливее.

Правда, все психологи столкнулись с одним вопросом: какая информация заслуживает большего доверия — вневременные обобщающие тенденции или же отчеты респондентов о своих чувствах за короткий временной промежуток? Опрос показал, что величайшим абстрактным счастьем жительницы Техаса считают детей. Когда в исследовании применили предложенную Нобелевским лауреатом Дэниэлом Канемано методику замера эмоций в краткосрочной перспективе, те же самые жительницы Техаса поместили детей как источник счастья в самый низ списка, чуть выше работы по дому, но ниже приготовления пищи. Гораздо больше счастья им доставляли секс, отдых и еда.

Разработанная для решения этой дилеммы математическая «формула счастья» в виде дроби, которую предлагает использовать для изучения каждого человека известный в Испании пропагандист науки Эдуардо Пунсет, выглядит значительнее сложнее незамысловатых вопросников для количественных исследований в масштабах страны. В числителе — эмоции, которые проявляются в повседневной жизни, помноженные на наличие новых интеллектуальных и профессиональных горизонтов. Знаменатель еще более абстрактен: одна из переменных — степень господства в обществе доктрин, в том числе религиозных. Как на практике применять эту формулу, знает, наверное, лишь сам Пунсет. Для всех остальных он выпустил книжку под названием «Путешествие в страну счастья».

Параллельно с психологами и генетиками определить, что такое счастье и какой участок мозга за него отвечает, пытаются нейрофизиологи. Первый эксперимент в 50-е годы прошлого века провели канадцы Джеймс Олдс и Питер Милнер. Крысы, в мозг которых вживили электроды, забыв о самках, еде и питье, стали беспрестанно нажимать на рычажок, приводящий к раздражению одного из участков мозга. Тогда впервые заговорили об обнаружении в мозге «центра удовольствия». Вопрос, почему он располагается в той же самой зоне, которая оказывается поражена при болезни Паркинсона, остался открытым. Спустя десятилетие в США опыты повторили на людях. После того как в одном из случаев подопытный гомосексуалист, которых тогда считали людьми с психологическими отклонениями, едва не сошел с ума от счастья, стимулировав себе зону удовольствия полторы тысячи раз подряд, эти исследования прекратили.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию