16+
Пятница, 4 апреля 2025
  • BRENT $ 69.89 / ₽ 5909
  • RTS1067.55
25 марта 2025, 22:35 Политика

Переговоры уперлись в технические подробности. Комментарий Георгия Бовта

США, Россия и Украина подвели итоги переговоров в Эр-Рияде

Лента новостей

Вечером 25 марта Вашингтон, а затем Москва и Киев выступили с заявлениями об итогах переговоров в Эр-Рияде. Они совпадают по тематике, но деталям и Россия, и Украина добавляют что-то свое, о чем в заявлении Белого дома не говорится. Как это расценивать?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

По итогам российско-американских консультаций 24 марта, продлившихся более 12 часов, сначала предполагалось совместное заявление. Однако вместо него появились заявления российских представителей о том, что консультации носили технический характер и рассказать, собственно, нечего.

Затем уже глава МИЛ РФ Сергей Лавров выступил с довольно резкими заявлениями в адрес Украины и Европы, которые создали впечатление, что по так называемым техническим вопросам прекращения огня на Черном море Киев и Москва по-прежнему расходятся сильно. Да и замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Чижов подчеркнул, что российско-американское заявление не было принято из-за позиции Украины. Григорий Карасин, выступавший в роли российского переговорщика в Саудовской Аравии, в свою очередь, отметил, что там «далеко не все решили, не во всем согласились, но то, что такой разговор состоялся, это очень своевременно с учетом прихода новой администрации». В переводе с дипломатического языка на нормальный это означает, что результата пока нет.

При этом в адрес американских партнеров с российской стороны замечаний нет. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, у США и РФ есть «общее понимание желания двигаться по пути мирного урегулирования» на Украине, но предстоит проговорить еще «очень много технических вопросов». Снова напомнив, что содержание переговоров не будет обсуждаться публично.

Однако Белый дом не стал поддерживать игру в секретность и выступил с собственным заявлением. Там сказано, что США и Россия договорились обеспечить безопасное судоходство, исключить применение силы и предотвратить использование коммерческих судов в военных целях в Черном море. Под последним следует понимать недопущение использования торговых судов для перевозки вооружений, на чем всегда настаивала Москва еще в пору действия «зернового коридора» и затем тщетных переговоров по его возобновлению. В период работы первого «зернового коридора» содействие в досмотрах оказывала Турция. Однако в заявлениях США и Украины о досмотрах судов ничего не сказано.

Белый дом упоминает готовность оказать содействие восстановлению доступа России к мировому рынку сельхозпродукции и удобрений, в снижении затрат на морское страхование, улучшении доступа к портам и платежным системам для проведения таких операций. Правда, «оказать содействие» — это не значит снять санкции. Для снятия администрации США нужно заручиться еще и согласием конгресса. В принципе, весь этот список Москва выдвигала как условие возобновления работы «зернового коридора» и раньше. Администрация Байдена вообще отказывалась брать на себя обязательства по выполнению этих требований, отсылая к ООН, пусть, мол, они ищут решение. Относительно прекращения ударов по энергетической инфраструктуре России и Украины из заявления Белого дома следует лишь то, что с техническими подробностями ясности нет.

Зато разъяснения Кремля расставили все точки на i. Там четко сказано, что договоренности по черноморской инициативе вступают в силу после снятия санкций с Россельхозбанка и других финорганизаций, задействованных в торговле продовольствием и удобрениями, их подключения к SWIFT, открытия корсчетов. Санкции должны быть сняты с компаний-производителей и экспортеров продовольствия и удобрений, равно как и работающих с ними страховых компаний. Не должно быть ограничений при обслуживании российских судов с такими грузами в портах. Должны быть сняты санкции на поставки в РФ сельскохозяйственной техники, а также товаров, задействованных в производстве продовольствия и удобрений.

Чтобы эти требования были выполнены, явно необходимо взаимодействие и с европейскими странами. Однако диалога между Москвой и Брюсселем нет. Зато теперь может быть обозначен главный «виноватый» в том, что на фоне готовности Вашингтона пойти навстречу некоторым требованиям России черноморская инициатива пока не заработает.

Из заявления главы делегации Украины на переговорах Рустема Умерова выходит, что позиции Москвы и Вашингтона по прекращению огня на Черном море могут быть чуть ближе, чем позиции Москвы и Киева. В частности, Умеров добавил новые условия: «Украина будет расценивать перемещение российских военных судов за пределы Восточного Черного моря как угрозу безопасности и оставляет за собой право на самозащиту». О том, чтобы запереть российский флот на востоке акватории, у Белого дома ничего не сказано. В отличие от американского заявления, в украинской трактовке говорится о приверженности Вашингтона содействию обмену пленными, освобождению гражданских задержанных лиц и возвращению перемещенных украинских детей. Каждый из этих пунктов достоин обсуждения, однако оно неизбежно будет сопряжено с огромным количеством технических деталей, подлежащих согласованию.

Тем временем ВСУ продолжали наносить показательные удары по объектам российской энергетической инфраструктуры, не желая создавать более благоприятный фон для достижения договоренностей. Однако представители Вашингтона все равно предпочитают демонстрировать умеренный оптимизм и терпение. Как заявила представитель Госдепартамента США Тэмми Брюс, Украина и Россия «близки к полному прекращению огня как никогда раньше». Интересно, знают ли об этом в Москве и Киеве?

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию