США внесли «Авито» и «ВКонтакте» в список распространителей пиратского контента
Лента новостей
Торговое представительство США считает, что эти компании отказываются удалять пиратский контент или нарушающие законы товары по запросу американских правообладателей. В «Авито» заявили, что на платформе запрещена продажа товаров, нарушающих авторские права
Обновлено в 16:13
Власти США внесли «Авито», «ВКонтакте» и ряд других российских компаний в список распространителей пиратского контента. Торговое представительство страны считает, что они не выполняют требования американских правообладателей, игнорируют их запросы, не удаляя соответствующий контент.
В список нарушителей, помимо «Авито» и «ВКонтакте», попали торрент-трекер Rutracker, файлообменник Rapidgator, библиотеки научной литературы LibGen и Sci-Hub. Также в нем не в первый раз оказались рынки столичного региона «Садовод», «Дубровка» и ТЦ «Горбушкин двор». В пресс-службе «Авито» не согласны с выводами властей США:
«На «Авито» запрещена продажа товаров, которые нарушают авторские и другие исключительные права. У нас есть налаженный процесс работы с любыми правообладателями вне зависимости от страны их происхождения. Если мы получаем подтверждение нарушения исключительных прав, мы блокируем контент. Блокировка контента без достаточных правовых оснований может повлечь негативные последствия для «Авито» и наших пользователей. Если объявление уже было удалено с платформы, оно больше не может появиться, любые попытки повторного размещения также пресекаются».
По мнению американских властей, проблема пиратства распространена не только в России, но и в Турции, Китае и Индии. В Торговом представительстве США отметили, что незаконное использование контента и торговых марок наносит огромный финансовый ущерб американскому бизнесу. Комментирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «За жалобами на российские площадки, несомненно, стоит политический подтекст. Есть американские игроки — Craigslist, Amazon, — где продается огромное количество реплик, контрафакта, но о них в отчете торгового представительства США ничего не сказано. При этом российские площадки имеют очень жесткую модерацию, на некоторых из них даже само слово «реплика», «копия» в описании ведет к блокировке объявления. Стоит понимать, что ответственность за доказательство факта, является товар контрафактом или нет, лежит прежде всего на правообладателе, потому что только он имеет достаточную экспертизу, чтобы указать на несоответствия товара стандартам».
О том, как воспринимать попадание российских компаний в «пиратский список», говорит ведущий юрист компании «Онлайн патент» Елена Юринская:
Елена Юринская ведущий юрист компании «Онлайн патент» «Это иностранный список, он не может повлиять на деятельность российских компаний на территории РФ. Единственное, что может повлиять, — это обращение самих правообладателей в суд или напрямую к площадкам. У каждой из них предусмотрена своя процедура для обращения правообладателя к площадкам, она закреплена в документах, размещенных площадкой у себя на сайте. После этого площадка обычно пишет тому оппоненту, кто разместил этот контент, и уточняет у них, на основании чего они разместили, есть ли у них правоподтверждающие документы. Если сторона, которая, по мнению правообладателя, нарушает его права, не может подтвердить законность размещения контента, то площадка удаляет такой контент. Если противоположная сторона предоставляет свои документы, возникает спор в отношении того, кому принадлежат права. Площадка сама не принимает решения, на чью сторону вставать, она предлагает разрешить такой спор правообладателю и предполагаемому нарушителю в судебном или мирном порядке, в зависимости от того, как они договорятся, в каких-то случаях требуется решение суда для подтверждения, кому же принадлежат права. Если сам пользователь размещает контент, то и ответственность за размещенный контент несет пользователь, то есть он гарантирует площадке, что у него есть все законные основания для размещения этого контента».
В пресс-службе «ВКонтакте» от официального комментария «Бизнес FM» отказались, но напомнили о наличии специальной формы-заявки для правообладателей на сайте.
В 2023 году посещаемость пиратских сайтов во всем мире составляла 141 млрд. Россия входила в тройку лидеров среди стран — потребителей пиратского контента: ее доля составляла 6% от общемирового трафика. При этом первое и второе места занимали США и Индия, на которые приходилось по 11% от этого числа.