Центробанк дал развернутый комментарий по поводу слухов о заморозке вкладов
Лента новостей
Центробанк назвал обсуждения заморозки вкладов «вредным мифом» и «абсурдной идеей». Заморозка вкладов — это грубейшее нарушение прав граждан и компаний, которое подорвало бы основы банковской системы и финансовую стабильность страны, уверены в регуляторе
Обновлено в 19:55
Центробанк назвал обсуждения возможной заморозки вкладов «вредным мифом» и «абсурдной идеей» и объяснил, почему такой сценарий в России невозможен. Кроме того, что заморозка вкладов — это грубейшее нарушение прав граждан и компаний, такой шаг подорвал бы основы банковской системы и финансовую стабильность страны, отметили в ЦБ.
Для борьбы с инфляцией и в качестве альтернативы повышению ключевой ставки такая мера тоже не подходит, уверен Центробанк. В случае заморозки вкладов россияне бросились бы вкладывать их в недвижимость и товары длительного пользования, что разогнало бы рост цен и инструмент ключевой ставки перестал бы работать.
Разъяснения Центробанка оценивает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «ЦБ сейчас находится в ситуации, когда ему, по сути дела, задают вопрос из серии «перестали ли вы пить коньяк по утрам». Такая задержка с ответом вызвана во многом тем, что ЦБ прекрасно понимает, что вопрос не лежит в сфере экономики или вообще даже того, чем занимается ЦБ, и сам факт ввязывания в эту дискуссию может вызвать ненужные пересуды и даже легкую панику у населения. Но при этом стоит констатировать, что если мы ознакомимся со всеми последними заявлениями Эльвиры Сахипзадовны или ее замов, со всеми опубликованными документами за последнее время — а документов опубликовано много, ЦБ один из немногих государственных органов, который довольно прозрачен для населения, для бизнеса. Кажется, ничего не предвещало того, чтобы можно было в принципе начать обсуждение процесса конфискации вкладов, и совершенно понятно, что в принципе такое решение в Российской Федерации на уровне ЦБ не могло быть принято. Но на фоне того, что действительно очень многие, в том числе люди, которые занимают, казалось бы, весьма ответственные посты, начали это комментировать, ЦБ тоже был вынужден вмешаться и возглавить эту охоту на ведьм. Поэтому, мне кажется, ЦБ ответил четко, ЦБ ответил достаточно грамотно. И в целом, опять же, с экономической точки зрения каких-то предпосылок для подобных действий нет, потому что совершенно непонятно, зачем это можно было бы сделать, на каком основании и вообще, какова мотивация подобных действий».
Западные аналитики тем временем видят предпосылки для дальнейшего роста инфляции в России. В частности, расходы России на оборонную сферу могут быть больше, чем зафиксировано в федеральном бюджете. Так считает, например, эксперт по России из Центра Дэвиса Гарвардского университета Крейг Кеннеди, много лет работавший инвестбанкиром в Morgan Stanley и Bank of America Merrill Lynch. На него ссылается Financial Times.
Повышенные расходы, которые стимулируют инфляцию, ведутся, по мнению Кеннеди, за счет внебюджетного финансирования. С 2022 года, отмечает аналитик в своем отчете, у России было резкое увеличение корпоративного долга, на 415 млрд долларов (это +71%), что составляет почти 20% ВВП. В итоге около половины такого корпоративного кредитования пришлось на секторы, вовлеченные в военную деятельность.
Мнение директора Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ, доцента экономического факультета МГУ Олега Буклемишева:
Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Это очевидное сгущение красок. Все кредиты, которые относятся к определенным секторам и отраслям, относятся — ну, не совсем, мне кажется, оправданно — к кредитам, с помощью которых финансируют соответствующие виды деятельности, и, как мне представляется, там далеко не все из этого спонсирует государство, далеко не все является субсидируемым — то есть это такая натяжка, как мне представляется, и слишком уж алармистски написано, в действительности, я думаю, не так выглядит. Много сказано теоретически справедливых вещей, но у нас нет такого детального знания и такого детального владения статистикой, чтобы мы могли делать подобного рода утверждения, на мой взгляд. В основе то, что российская экономика сейчас действительно работает в таком двухсекторном режиме, что в одном секторе находятся отрасли и отдельные предприятия, которые выполняют государственный заказ в части военной деятельности, и модель функционирования этой сферы одна, а есть другая часть, другая составляющая российской экономики, где действует рынок, где никакого бюджетного субсидирования нет, где нет столь же распространенного государственного заказа, и модель функционирования второй составляющей экономики совершенно другая. Это действительно справедливо, но соотношение между двумя этими частями, мне кажется, показано неверно».
Комментарий ЦБ с опровержением слухов о заморозке вкладов оценивает главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец:
Софья Донец главный экономист «Т-Инвестиций» «В шутку можно ответить на вопрос и опасения людей о заморозке вкладов, если их понимают как способ забрать деньги в пользу государства, такими словами: деньги с нас соберут, но не таким способом. Это значит, что действительно государство может нуждаться в деньгах. Хотя сейчас ситуация не критическая, но все мы понимаем, у нас есть внутреннее ощущение, что потребности у государства в деньгах могут дальше расти. Для этого есть налоги. Позиция ЦБ изложена четко и ясно, всем, кто знаком с банковским делом, она понятна, и была понятна даже без разъяснения, но, видимо, ЦБ решил пойти на то, чтобы такое устроить большое публичное обсуждение, потому что таких слухов стало слишком много. Позиция очень простая: банковский сектор сложно создать в хорошем работоспособном виде и легко сломать, например, заморозка вкладов в банковском секторе — прямой путь сломать эту хорошую, действенную конструкцию. Банковский сектор позволяет перераспределять деньги, поддерживать прозрачное денежное обращение, если эта система нарушится, мы не увидим ни кредитования, ни нормальных расчетов в рубле. Мы увидим уход в тень, в альтернативные валюты. Это в любой ситуации очень рискованно, а в такой ситуации, как сейчас, вдвойне рискованно. Речь о заморозке вкладов не может идти ни в какой нормальной реальности».
Банк России в своих пояснениях еще раз заверил, что будет снижать уровень ставок в экономике постепенно, только убедившись в том, что инфляция и инфляционные ожидания устойчиво снижаются. Такая политика, отмечает ЦБ, поддержит привлекательность депозитов.
На вопрос о том, откуда банки возьмут деньги для выплаты высоких процентов по вкладам, регулятор ответил, что банки выплачивают проценты по вкладам за счет доходов, которые они получают от кредитования. Причем ставки по кредитам превышают ставки по вкладам.
ЦБ обращает внимание на цифры: сейчас на банковских счетах и депозитах граждане и компании разместили 121 трлн рублей. Это как объем доходов и расходов всего бюджета России за два года.
Своими разъяснениями ЦБ пытается развеять устойчивые слухи о заморозке вкладов, однако ирония в том, что возможен обратный эффект, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Поразительно, что ЦБ использовал недостаточно точную аргументацию. Большая часть депозитов находится в руках юрлиц и очень небольшой группы физлиц, поэтому не стоит опасаться выхода этих средств из банковской системы и появления инфляции. Юрлица не заинтересованы в том, чтобы покупать квартиры в Одинцове, а обеспеченные физлица не заинтересованы в том, чтобы покупать недвижимость в Мурманске или подсолнечное масло. По этой причине волноваться об этом не стоит, но слухи откуда-то берутся. И беспокойство россиян оправданно, поскольку они давно не видели таких процентных ставок и давно не ощущали себя людьми, которые могут жить на проценты. Но дело в том, что большинство россиян по-прежнему не могут жить на проценты, то есть тревога эта касается очень узкой группы людей. Да, россияне правы, что они беспокоятся, потому что история России и старая французская поговорка «врет, как министр финансов накануне дефолта» о многом говорит. Она говорит о традиционном взаимоотношении между населением и министерством финансов. Я шучу, но я думаю, что в действительности всегда беда приходит из нового места. Мы еще недооцениваем эффект того, что очень высокие процентные ставки привели к тому, что в долгах запутались не только физлица, но и огромное количество юрлиц. Компании запутываются в долгах, и мы, скорее всего, можем пережить череду очищающих банкротств, что только сократит навес денежный, о котором все говорят. Здесь проблемы в действительности нет. Самый надежный способ поддерживать слухи — бороться с ними, это удивительная форма эффекта Барбары Стрейзанд. То есть чем больше ЦБ будет пытаться бороться с этими слухами, тем больше население будет не доверять ЦБ, потому что наша история, где после слов «дефолта не будет» был дефолт, точно так же, как и после слов «граждане, не опасайтесь повышения цен на яйца» растут цены на яйца. Все потому что у нас сложилась такая система взаимоотношений между населением и властью».
На вопрос о том, может ли государство забрать деньги со вкладов, чтобы финансировать экономику в наше непростое время, — в ЦБ заявили, что это бессмыслица, ведь эти деньги и так уже работают в экономике.
Из тех средств, которые компании и граждане положили на депозиты, банки финансируют кредиты для тех, кто видит возможности для расширения бизнеса здесь и сейчас. А также ипотечные кредиты, потребительские кредиты, кредитные карты, заключили в ЦБ.
Крупнейшие банки тем временем снижают ставки по вкладам — самые значительные изменения наблюдаются в полугодовых вкладах. С конца прошлого года ставки снизили сразу десять крупнейших банков, следует из данных Frank RG, на которые ссылается Forbes.
Это в том числе ВТБ, Альфа-банк, Газпромбанк, Т-банк, МКБ, РСХБ и другие. Индекс ставок по трехмесячным депозитам снизился с 20 декабря 2024 года на половину процентного пункта, до 21,5%, по полугодовым — на 0,6 процентного пункта, до 21,8%.
О том, почему банки начали синхронно снижать ставки, говорит эксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Ситуация на самом деле ожидаемая. Дело в том, что накануне последнего в ушедшем году заседания совета директоров Банка России по ключевой ставке все-таки консенсус-мнение экспертов состояло в том, что ключевая ставка будет повышена, причем как минимум на 1 процентный пункт. И в этой связи банки котировали свои вклады, свои депозитные продукты не с дисконтом ключевой ставки, а с премией, в ожидании повышения. То есть при ключевой ставке 21% подавляющее большинство депозитов уже оперировало категорией 23%, то есть была премия 2 процентных пункта. После того как Банк России во многом неожиданно не стал повышать ключевую ставку, оказалось, что фактически кредитные организации переплачивают за депозиты населения. Мало того, что эти средства достаточно дорогие для банков и направление их размещения достаточно ограниченное, но еще, если предположить такой, даже оптимистический сценарий, что 21% — это плато ключевой ставки и дальше ставка расти не будет, получается, что банки приобретают очень дорогие пассивы. Но и тем сильны вклады населения, что тут можно делать тот самый репрайсинг, пересмотр условий довольно оперативно. Фактически, если опустить действующие ставки на величину меньше 1 процентного пункта, это не слишком сильно ударит по потребителям финансовых услуг, но при этом снизит процентные расходы по новым вкладам для банков».
Участники рынка, как отмечает Forbes, называют текущие ставки «экстравысокими». Доходность по вкладам близка к своему пиковому значению в текущем цикле ужесточения денежно-кредитной политики. О том, что пик доходности вкладов преодолен, говорят также в Ренессанс банке, МТС банке, Совкомбанке.