Байден хочет ограничить поставки чипов для Китая, России и других стран
Лента новостей
Ограничения коснутся чипов компаний Nvidia и AMD. Небольшое число союзников США, включая Германию, Нидерланды, Японию, Южную Корею и Тайвань, сохранят фактически неограниченный доступ к американским чипам. Большинство стран столкнутся с рядом ограничений в поставках чипов. Запретительный уровень введут для Китая, России и всех стран, в отношении которых у США эмбарго на поставки оружия
Обновлено в 19:25
Байден перед самым уходом хочет еще сильнее ограничить экспорт чипов для искусственного интеллекта, чтобы не допустить попадания передовых технологий в руки Китая и России, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники.
Ограничения коснутся чипов компаний Nvidia и AMD. Цель — сконцентрировать разработку искусственного интеллекта в дружественных странах и заставить бизнес по всему миру соответствовать американским стандартам. Об ограничениях может быть объявлено уже 10 января.
По данным агентства, сокращение поставок пройдет в три уровня. На самом высоком небольшое число союзников США сохранят фактически неограниченный доступ к американским чипам. Речь о 18 странах, включая Германию, Нидерланды, Японию, Южную Корею и Тайвань.
Большинство стран окажется во втором списке — с ограниченными поставкам чипов. И третий, фактически запретительный уровень введут для Китая, России и всех стран, в отношении которых у США эмбарго на поставки оружия. Всего это около 20 государств.
При этом, как пишет Bloomberg, компании, головные офисы которых находятся в странах из этой последней группы, смогут обойти свои национальные ограничения. Nvidia в комментарии Bloomberg заявила, что «введенные в последний момент ограничения» не смогут «снизить риск неправомерного использования» технологий ИИ, но «поставят под угрозу экономический рост и лидерство США» в этом вопросе.
Китайские чипы для искусственного интеллекта пока не полностью пригодны для замещения американской продукции, говорит руководитель СКБ «Робототехника» МИЭТ Станислав Шепелев:
Станислав Шепелев руководитель СКБ «Робототехника» МИЭТ «В условиях санкций закупки не афишируются, так же, как и цепочки поставок. Периодически в новостях можно из открытых источников получить данные о том, что какие-то страны делают непрямые поставки каких-то компонентов, серверов. В открытых источниках сейчас по этим ограничениям видно, что есть ряд промежуточных стран, у которых будет ограничение по количеству поставок. Задумка ограничить в том числе и те страны, которые могли перепродавать, они просто исчерпают свой лимит по закупке, и им будет нечего перепродать. Насчет экспорта этих технологий из Китая — это под вопросом. Китайских микросхем, даже тех, которые потенциально могут быть ориентированы на экспорт, нет, у них на данный момент есть проблемы с ПО, с документацией, не самые простые для внедрения решения. Ну и они отстают в плане удобства от решений Nvidia. Тенденция следующая: Китай сейчас оказывается в изоляции, то есть ему не поставляют самые современные технологии, их надо получать из каких-то третьих стран. Безусловно, все те компании, которые активно работают с технологиями ИИ в Китае, так или иначе какие-то решения получают. Проблема заключается в том, что самые современные решения сейчас должны быть сосредоточены в США, особенно после дополнительного пакета санкций. То есть это попытка некоторым образом сдержать успехи Китая и немного замедлить его, насколько это возможно».
В целом, Россия эти запреты переживет, уверен замдиректора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» Руслан Пермяков:
Руслан Пермяков замдиректора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» «Технологически мы все-таки когда-нибудь догоним, это точно не дело ближайших нескольких лет, но на перспективе после 2035 года, думаю, вполне может появиться. Вопрос, надо ли догонять на кремнии, тоже очень дискуссионный, потому что фактически мы вышли на предел технических возможностей кремния. Да, они быстрые, хорошие, они меньше греются и так далее, но это уже не те нанометры, которые были, когда мы говорили про транзисторы на процессоре в конце 90-х — начале 2000-х. Соответственно, необходимые процессоры — ну у нас богатый опыт параллельного импорта, даже в СССР, мы знаем, что такие вопросы решались, это одно из направлений, которое развивается и поддерживается в каком-то объеме в стране. Кроме этого, у нас есть еще другое направление, которое позовляет решать похожие задачи, и здесь рядом с Nvidia читал несколько сообщений, что в Китае на фоне проблем с маленькими нанометровыми чипами умудрились большую лингвистическую модель натренировать на 2000 процессорах Nvidia то ли предыдущего, то ли предпредыдущего поколения за счет того, что они хорошо оптимизировали математику. И здесь возникает окно возможностей. У нас математическая школа в стране всегда была хорошая, и одно из направлений, которое создается в Академии наук, является то, что мы должны уметь решать задачи на слабой технике, потому что конкурентоспособных суперкомпьютеров в ближайшее время не будет. Даже если мы построим то, что сейчас хорошо конкурентоспособное, они успеют создать еще более быстрые компьютеры, поэтому здесь нужно уметь на том, что у нас есть, считать задачи той сложности, которую они считают low».
Комментирует ведущий программы «Сумма технологий» на «Бизнес FM» Денис Самсонов:
Денис Самсонов ведущий программы «Сумма технологий» на «Бизнес FM» «Над этими чипами работают разные компании, в основном американцы — Nvidia и AMD, я бы назвал также Microsoft, Apple, Google. Сейчас два центра процессорной силы именно в области дизайна процессоров — это США и Китай. Вероятно, можно заменить процессорами, сделанными в Китае, но, поскольку сам законопроект пока не опубликован и не до конца понятно, на какие именно устройства будет наложено это ограничение, сказать сложно. Есть еще один момент, который касается не только России и Китая и каких-то недружественных США стран, которым будет полностью запрещен экспорт процессоров, и супердружественных стран, которые получат абсолютный доступ к этим процессорам, а весь остальной мир будет получать процессоры в зависимости от следования тем правилам, которые руководство США проецирует на все остальное человечество. То есть если предположить, что в некоем будущем воспроизведутся текущие события в Грузии, то ответом США будет уменьшение вычислительной мощности, доступной правительству Грузии. Дизайн законопроекта выглядит в духе Пелевина пока. Не факт, что именно в таком виде все будет реализовано. Сейчас речь идет о том, чтобы ограничить продажу процессоров, которые стоят в дата-центрах, то есть в больших вычислительных центрах, где идет обсчет больших данных, и, возможно, в будущем в каждом из них будут крутиться какие-то большие языковые модели и так далее. Относительно поставок графических процессоров Nvidia в Россию в настоящий момент, я скажу, но это не точно. Насколько мне кажется, это все-таки параллельный импорт, не в последнюю очередь IT-индустрия, для которой внезапное дополнительное регулирование и фактически ограничение рынков для той же компании Nvidia означает и снижение прибыльности, и снижение возможности для дальнейшего роста. На этих новостях акции Nvidia немного упали, но, пока сам закон еще не вышел, есть подозрение, что это некий элемент внутриполитической игры между двумя партиями США, и все остальные участники процесса, включая Nvidia, Россию, Китай и весь остальной мир, являются в этом случае такими сопутствующими жертвами».
Комментирует гендиректор Mobile Inform Group, компании — разработчика и производителя смартфонов и планшетов, Константин Манцветов:
Константин Манцветов гендиректор Mobile Inform Group «Из-за параллельного импорта чипов вся продукция дорожает от 5% до 20%, где-то в такой вилке, что касается именно элементной базы. Зависит же еще от применения этих чипов, потому некоторые сложно достать, даже невозможно, потому что производители зачастую отслеживают конечного клиента. То есть, если проект сложный, их можно не купить вообще. Какие-нибудь силовые транзисторы, которые могут использоваться в радарных системах, их по параллельному импорту даже не достать благодаря действиям американского министерства финансов, которое грозится отключать от SWIFT банки дружественных стран, поэтому с этим есть проблемы. С самим импортом, с физической логистикой проблем нет никаких, есть проблемы только финансовые. Знаете, касательно чего стоит тревожиться? Касательно того, что такие санкции ограничивают технологическое развитие России. Дело в том, что если все покупается уже готовое, то разрабатывать что-то становится сложнее. Потому что когда ты разрабатываешь, то тебе нужен не только сам физический чип, физический чип можно достать, тебе еще нужен доступ к документации и доступ к технической поддержке производителя, благодаря которому и можно что-то разрабатывать. А без этого можно только что-то собирать или производить. Вот эта проблема серьезнее, чем проблема каких-то формальных ограничений. Надо искать другие ниши и их осваивать. Раньше несколько стран объединяли усилия для того, чтобы достичь какого-то технологического уровня, сейчас уже так не получится. Но при этом мы смотрим на пример китайцев: их крупнейший производитель полупроводников, тот, кто делает сейчас чипы для Huawei как раз, там 7 нанометров, и это очень хорошо. Как они это делают, большой вопрос, но тем не менее у них получается же это, значит, надо тоже в эту сторону смотреть».
Акции компаний, связанных с квантовыми вычислениями, упали в среднем на 40% по итогам вчерашних торгов в США. Это произошло после того, как гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг допустил, что реально полезные квантовые компьютеры появятся примерно через 20 лет.
До этого ажиотаж в сфере квантовых вычислений привел к росту котировок более чем на 1000%, но прогноз Хуанга охладил этот пыл.