16+
Четверг, 9 января 2025
  • BRENT $ 76.03 / ₽ 7731
  • RTS866.52
7 января 2025, 21:38 Общество

Вузы с 2026 учебного года перейдут на новую систему образования

Лента новостей

К этому времени Минобрнауки пообещало подготовить и утвердить соответствующие нормативные правовые акты. Студенты, начавшие обучение до этого срока, завершат его по старой программе. В чем будут состоять изменения?

Фото: Сергей Карпов/ТАСС

Минобрнауки объявило о переходе вузов на новую систему образования с сентября 2026 года. К этому времени ведомство пообещало подготовить и утвердить соответствующие нормативные правовые акты. При этом студенты, которые обучаются по действующим образовательным программам, получат возможность завершить освоение той программы, на которую они поступали, уточнили в ведомстве. Что изменится?

Говорит доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый:

Евгений Белый доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» «У меня такое впечатление, что пока этого никто не знает. Вся нормативная база, вероятно, появится где-то летом 2026 года, и тогда, наверное, и узнаем, чем новая система будет отличаться от нынешней. Пока что известно, что три ступени сохранятся, вопрос только в терминологии. Первоначально называлось базовое образование, специализированное образование и аспирантура. Потом как будто бы термин «базовое» решили убрать, как-то это некрасиво звучит, раз есть базовое, значит, предполагается и какая-то следующая ступень. И теперь уже говорят просто о высшем образовании, говорят о специализированном высшем образовании, что ничем не отличается от магистратуры. Термин «магистратура» прижился, и как бы в документах не было, все равно это магистратура как таковая останется. И третья ступень — аспирантура, так же она и есть. Так что здесь мало что изменилось. По срокам пока не очень понятно. Есть разные версии, но основная версия, что срок будет достаточно подвижный — от четырех до шести лет. Но четыре года — это нынешний бакалавриат, как бы он ни назывался. Инженерное образование четырехлетнее уберут и сделают пятилетним. И для наукоемких специальностей, там и сейчас пять лет на специалитете, но будет до шести. Специализированное образование или магистратура, теперь появилось, что это может быть от одного года, и еще говорят, что магистратур будет значительно меньше, чем сейчас по количеству обучающихся, что достаточно первой ступени. Сроки магистратуры, повторяю, пока не очень понятны, говорят, от одного года до трех лет. Вот пока каркас. Ну, еще много говорят о повышении фундаментальности образования и практикоориентированности образования. Как совместить эти две вещи одновременно, я представляю плохо, всегда одно идет в ущерб другому. Если мы образование делаем более фундаментальным, мы негативно влияем на объем практики, и наоборот. Но хотят и то и другое одновременно, что получится у авторов реформы, покажет только время».

В мае 2022 года глава Минобрнауки Валерий Фальков объявил о намерении России отказаться от Болонской системы образования и разработать собственную. В феврале 2023 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил вернуться к традиционной базовой системе обучения в вузах. Президент тогда заявил, что сроки обучения в вузах будут составлять от четырех до шести лет. При этом он отметил, что уже выданные дипломы не подлежат пересмотру. В мае 2023-го Путин подписал указ, в соответствии с которым базовое образование будет длиться от четырех до шести лет, специализированное — от года до трех «в зависимости от специальности». Аспирантура относится при этом к профессиональному образованию.

Настороженность вызывает, что сохраняется жесткая фиксация сроков обучения, говорит профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:

Ирина Абанкина профессор Института образования НИУ ВШЭ «В Болонской системе никто никогда сроки обучения не фиксирует. Там кредитно-модульная система образования, надо набрать определенное количество тезисов для того, чтобы получить диплом. А вот какие это кредиты — это каждый студент выбирает самостоятельно, выстраивает свою программу образования в зависимости от планов будущей работы, в этом и суть индивидуализации в учебном процессе. Мы не приняли кредитно-модульную систему, распространенную в Болонской системе, и жестко фиксировали сроки обучения. И эта негибкость сегодня препятствует индивидуализации образовательных планов, которые сегодня основной общемировой тренд. Поэтому то, что сейчас в предполагаемых изменениях снова жестко зафиксировано, причем с удлинением сроков, по пять-шесть лет, независимо от направления подготовки или специальности предлагается, мне кажется, имеет очень много рисков и сама по себе длина подготовки. Сегодня все стремятся к очень интенсивным, максимально коротким программам с быстрым выходом на рынок труда и дальнейшим обновлением компетенций и навыков, поскольку быстро устаревают. А все-таки фундаментальное ядро, для него двух лет, как правило, достаточно. Поэтому эти пять-шесть лет, если мы не говорим о медиках или о каких-то специальных программах по инженерии, которые требуют длительной подготовки, то, конечно, это чрезмерно длинные сроки обучения. И для платного сегмента это очень большая нагрузка. Одно дело платный сегмент в четырехлетних программах, другое дело в пяти-шестилетних программах и, в общем, не с самыми ясными перспективами на рынке труда».

Ранее Болонскую систему критиковали и некоторые руководители вузов, в том числе ректор МГУ Виктор Садовничий.

По его словам, до 1990-х годов все было основано на уникальной фундаментальной системе образования, которая «соответствовала строю», но с приходом западных веяний качество образования снизилось. Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что в основе российской системы образования «должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию