16+
Суббота, 4 января 2025
  • BRENT $ 76.69 / ₽ 7798
  • RTS876.32
2 января 2025, 08:25 Авто

В России увеличили ставки утилизационного сбора

Лента новостей

Речь идет об индексации в 10-20%. При этом повышение не коснется физических лиц, которые ввозят легковой транспорт из-за границы для личного пользования. Льготные условия по-прежнему распространяются на автомобили с ДВС объемом до 3 литров, включая электрокары

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

С 1 января утильсбор на автомобили увеличился на 10-20%. Базовый размер утильсбора остался прежним — 20 тысяч рублей для легковых автомобилей, 150 тысяч рублей — для легких коммерческих автомобилей, грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов. Изменились применяемые к ним повышающие коэффициенты. Размер повышения для легковых авто зависит от объема двигателя, а для грузового транспорта — от возраста и массы.

Введение тарифов приводит к сокращению ассортимента машин в стране, а автомобилисты ищут обходные пути и покупают китайские авто у частных дилеров, говорит главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин:

Максим Ракитин главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru «Все это делается с единственной целью. Цель, понятное дело, святая. Это обеспечение, по сути дела, протекционизма в отношении российских производителей. Это касается не только «АвтоВАЗа», но и вообще всех заводов, которые заключили специальный инвестиционный контракт. И помимо защиты наших производителей мы имеем дело с очень серьезными последствиями для рынка. Минпромторг, к сожалению, здесь не нашел баланс, решил рубить сразу под корень. И ситуация не только с ключевой ставкой, но и с коммерческим утилем показала как раз свою несостоятельность в конце прошлого года. Многие люди, которые планировали купить автомобиль и у которых коммерческий утильсбор получился 660 тысяч, ушли от официальных дилеров к людям, которые привозят машины на заказ под утиль в 3400 рублей при условии, что вы не продаете автомобиль в течение года. Соответственно, эта часть автомобильного бизнеса начала очень сильно развиваться в конце прошлого года, уводя клиентов у официальных дилеров. Это очень плохая история. Плохая она потому, что официальные дилеры и вообще в принципе вся история с национальными дистрибьюторами и всем остальным — это показатель цивилизованности рынка. Сейчас мы уходим опять в «серую» зону, чтобы сэкономить. Люди просто не обращаются к официалам, идут в другие компании, которые готовы привезти любой практически автомобиль под заказ. Мы видим, что результаты конца прошлого года, ноября — декабря, были очень печальны для всех. Один автомобиль, произведенный в стране или проданный в стране, — это минимум десять рабочих мест, которые он обеспечивает. Соответственно, чем меньше продается автомобилей, тем меньше людей у нас могут вокруг этих автомобилей зарабатывать деньги. И, соответственно, с этим государство тоже не может зарабатывать деньги, потому что эти десять человек не платят налоги, потому что они уходят в «серую» зону, они уходят в другие бизнесы, перепрофилируются, и мы понимаем, что сейчас покупка автомобиля, это сродни покупке квартиры».

Однако в отношении электромобилей и гибридов повышающие коэффициенты утилизационного сбора увеличены сразу в 20,5 раза. И это несмотря на стратегию развития отрасли электромобилей от 2021 года, согласно которой количество электрокаров к 2030 году должно составлять 1/10 от общего количества автомобилей. А количество зарядных станций — увеличиться до 72 тысяч.

Продолжает автоэксперт Артем Бобцов:

— Утильсбор разбивается на несколько групп в зависимости от объема двигателя. В разные периоды повышения повышается утильсбор на разные группы разными темпами. Если в прошлом повышении наибольший удар пришелся как раз на более объемные двигатели, то следующие этапы повышения затрагивают все, в том числе и бюджетные автомобили с небольшими двигателями от 0,5 литра. Поэтому бюджетные автомобили теперь будут дорожать более быстрыми темпами, чем более дорогие.

— Почему такая серьезная индексация? Мы же правильно понимаем, что до 2030 года ставку будут индексировать ежегодно на этом уровне 10-20%.

— Совершенно верно. Индексация заложена до 2030 года, да, но наиболее серьезное повышение было как раз в 2024-м, сначала было повышение в начале года, потом было повышение 1 октября, но дальше снова повышение. В прошлом году резкое повышение было продиктовано тем, что правительство старается всеми силами простимулировать китайских автопроизводителей осваивать российские площадки, пустующие после ухода западных брендов, и как можно быстрее запускать сборку на российских предприятиях. Но тем не менее мера эта, как мы видим, не особо подействовала. После того как было объявлено повышение сборов, ни один из китайских производителей не объявил о том, что он решил в России развернуть свое производство. Так что, видимо, ничего не поменяется и сейчас, когда подорожают авто. Собственно, подорожание в среднем можно оценить от 200 тысяч до 800 тысяч. И таким образом, вместе с индексацией, которую все автопроизводители проведут в связи с резким повышением курса доллара, подорожание будет довольно ощутимым. Я думаю, что с 15 января все прайс-листы во всех автосалонах будут переписаны на 5-7% вверх минимум, а где-то и на 10-12%.

В последний раз утильсбор повышали 1 октября 2024 года. Тогда ставки увеличились на 70-85%. С 1 января 2025-го и каждого последующего года ставка утильсбора будет индексироваться на 10-20% вплоть до 2030-го. Эти изменения не касаются льготных коэффициентов для физлиц, которые самостоятельно ввозят в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 литров для личного пользования.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию