Что изменилось в Горно-Алтайске с тех пор, как глава «Сбера» поругался с таксистом в местном аэропорту?
Лента новостей
«Сбер» в 2024 году стал единственным владельцем аэропорта Горно-Алтайска. Недалеко от него расположен горнолыжный курорт Манжерок, который Греф намерен сделать лучшим курортом в мире, и запустил туда свое, сберовское такси. Удается ли местным таксистам противостоять ему и как жители относятся к переменам в Горно-Алтайске?
Не можешь победить — возглавь! Чем закончилась история со скандальным визитом Германа Грефа в Горно-Алтайск, где глава «Сбера» поругался с таксисами, и что изменилось в местном аэропорту и на региональном рынке такси с тех пор?
В июне в Сеть попало видео. В кадре — у хаотично припаркованных автомобилей такси человек, похожий на Германа Грефа, в окружении алтайских таксистов и, предположительно, охранников главы «Сбера». Разговор с таксистами идет на повышенных тонах. Грефа не устроило то, как стояли машины, и то, во что были одеты таксисты. Один из них был в коротких белых шортах, сланцах и солнцезащитных очках, последние Герман Оскарович в какой-то момент даже пытался снять с оппонента. Качество звука оставляет желать лучшего, однако из разговора слышно, что председатель правления Сбербанка, которому с недавних пор принадлежит аэропорт Горно-Алтайска, называет свою фамилию, требует разогнать эту банду и грозит, что никто из водителей тут работать больше не будет, потому что это его аэропорт:
После публикации этого видео в Сеть стали заливать другие ролики. На них жители Алтая демонстративно режут карты «Сбера». Но уже тогда было понятно, что до массового бойкота не дойдет. Во-первых, очень многие местные жители получают зарплату на сберовские карты, потому что других банков в регионе немного. И с этих же карт в этом же «Сбере» люди гасят ипотеку и другие кредиты. Да и удобно, признавали тогда в том числе и те, кто жестко раскритиковал Германа Грефа за его тон. Многие при этом, напротив, поддержали Германа Оскаровича. Ведь он хотел как лучше: сервис, качество, порядок. Чтобы все как в столице.
Но на стороне таксистов тоже было немало голосов. Почему — объясняет представитель коренных малочисленных народов, проживающих в Республике Алтай, гид в Горно-Алтайске Дмитрий Кыпчак:
Дмитрий Кыпчак гид в Горно-Алтайске «Очень много жителей Республики Алтай задействованы в турбизнесе: кормление, перевозка людей. Работы как таковой в республике нет. Если есть, заработная плата очень маленькая. Люди успевают за летний период, когда приезжают туристы, заработать денег, чтобы обеспечить свои семьи. У нас маленькая республика — всего лишь 200 с чем-то тысяч человек. Все друг друга знают. Люди привыкли, что внешний вид — ладно, он в шортах был, в майке или футболке. Каждый зарабатывает как может».
Агрегатор такси в регионе есть. Он уже почти вытеснил с рынка все местные таксопарки, но машины, которые есть у жителей республики, часто не проходят критерии отбора «Яндекса». Слишком старые. Но они едут. И местные ездят на таком такси. А еще, по словам собеседника «Бизнес FM», жителей Алтая сильно раздражает то, что в последнее время земли в республике стали раскупать богатые приезжие. И коренное население больше не может ходить к речке или собирать грибы и ягоды там, где привыкло. Там появились заборы. А купить эти земли сами жители Алтая не могут — для них слишком дорого.
На этом фоне такое поведение Грефа многие в комментариях сравнили с приездом «барина». Но в тех же алтайских пабликах можно найти комментарии в поддержку Германа Грефа: кого-то сильно раздражает поведение таксистов у аэропорта, кто-то просто благодарен «Сберу» за то, что он много инвестирует в регион, например в инфраструктуру горнолыжного курорта Манжерок. В общем, реакция неоднозначная, а вот финал еще летом предсказывал главный редактор информационного портала «Новости Горного Алтая» Дмитрий Кобзев:
Дмитрий Кобзев главный редактор информационного портала «Новости Горного Алтая» «Однозначную оценку дать довольно сложно. Ситуация совершенно неоднозначная. Сказать, что Горный Алтай восстал против Грефа, будет очень большой натяжкой. Это совершенно неправда. Но я думаю, что после этой истории, конечно, порядок наведут. Хотели таксисты того или нет, но теперь будет по-другому и будет так, как хочет Греф».
Эксперты по коммуникации, опрошенные «Бизнес FM», не стали тогда комментировать попавшее в Сеть видео. Во-первых, общественности не известно ни что было до момента, попавшего в кадр, ни что было после. А это важно. Некоторые вообще не исключили, что видео постановочное.
И вот прошло полгода. Таксистов в шлепках Герман Греф пока не победил. Он просто запустил там свое такси, рассказывает общественный деятель из Горно-Алтайска Павел Пастухов. Хорошие машины за большие деньги теперь возят туристов на принадлежащий «Сберу» горнолыжный курорт (ГЛК) Манжерок. И не только, говорит наш собеседник:
— Его машины, которые обслуживают ГЛК Манжерок, встречают людей, они же возят такси. Только если тариф на перевозку до того же ГЛК Манжерок по «Яндексу», который у нас тоже работает, это где-то в районе полутора тысяч, то у него в три раза дороже. Ну, машины, конечно, Toyota Camry и подобные, более такого бизнес-класса, который побюджетнее.
— Есть ли у вас какая-то конкуренция на рынке такси?
— У нас из конкуренции это «Яндекс Такси», такси «Максим» работает, также несколько небольших таксопарков, которые еще остались. В принципе, «Яндекс» и такси «Максим» — это два монополиста, которые занимают нишу такси. А вот так называемые бомбилы, это, можно сказать, свой таксопарк, который в основном в аэропорту и работает. Но никаких конфликтов на данный момент нет, хотя раньше были, да, с тем, чтобы «Яндекс» работал, и бомбилы там что-то мешали. Город маленький, республика — всего 200 тысяч человек. Поэтому мы умеем договариваться. Единственное, хотелось бы, конечно, если вдруг услышит Герман Оскарович нас, чтобы все-таки работало не только его такси, которое он назвал официальным такси аэропорта, но и была возможность местным жителям заниматься пассажирскими перевозками. В этом, конечно, он пытается блокировать, но пока не получается.
Но борьба, очевидно, будет продолжена. И не только с бомбилами. В декабре Герман Греф уже пообещал снести вокруг курорта Манжерок «все шалаши и шанхаи». Так глава «Сбера» назвал то, куда расселяют гостей курорта сегодня. А Греф планирует перевести алтайский курорт в высшую лигу и на полном серьезе планирует сделать из этого места как минимум Куршевель и вообще построить там «лучший горнолыжный курорт в мире». Те, кто в последнее время успел там побывать, уже высказываются о курорте весьма комплиментарно. Но это опять же приезжие.
А местные жители признают, что тот же аэропорт Горно-Алтайска, который теперь принадлежит «Сберу», за короткий промежуток времени сильно преобразился. Модернизация идет полным ходом, и население республики это видит. Проблема, по словам наших собеседников, в том, что они только видят, но не могут воспользоваться. У них просто нет денег, чтобы из этого прекрасного аэропорта куда-то улететь. В рейтинге регионов по доходам населения Алтай в последней десятке. Однако за инвесторами обычно приходят и туристы, а с ними деньги, которые будут оседать в том числе и в карманах местного населения. При условии, что они будут соответствовать высоким требованиям новых работодателей.