16+
Пятница, 3 января 2025
  • BRENT $ 75.95 / ₽ 7723
  • RTS876.04
31 декабря 2024, 15:31 Компании
Спецпроект: Тренды и бренды – 2024

В России — новая веха в истории вина

2024 год стал прорывным для российских вин

Лента новостей

В уходящем году о себе заявило большое количество винодельческих хозяйств, причем некоторые их образцы уже могут составить конкуренцию импортным. Последние стали менее доступны россиянам из-за поднявшихся пошлин и акцизов. Однако рынку еще много над чем предстоит работать

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

По данным Simple Group, в первом полугодии 2024 года продажи российских вин выросли в натуральном выражении почти вдвое. Крупные компании-дистрибьюторы сейчас делают ставки на их продвижение.

Участники рынка уверенно констатируют, что многие отечественные вина значительно прибавили в качестве. По их словам, уже сейчас в слепых дегустациях многие российские образцы можно спутать с импортными.

В 2023 году эксперты Simple Wine News вместе с представителями медиа и партнерами ездили в Большую русскую винную экспедицию. Они посетили все хозяйства, зарегистрированные в России. Ситуация, с одной стороны, обнадеживающая, а с другой — пока что радоваться рано, говорит сооснователь и вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев:

Анатолий Корнеев сооснователь и вице-президент группы компаний Simple «Из 247 лицензий российских предприятий только у 40 есть абсолютно четкое понимание и отношение к вину. Ну то есть это продукт, у которого есть перспективы, гарантии улучшения его качества и так далее. И вот эти 40 предприятий дают пока незначительное количество этикеток. В России их не более 600-700, которые претендуют на то, чтобы называться приличным вином, и здесь дело даже не в ценовых сегментах. У нас 25 тысяч SKU (stock keeping unit — уникальный складской идентификатор товара. — BFM) всего на рынке: преимущественно это европейское вино, 75% от всего импортного. Импортное — это 45% от общего пространства. И у нас только 12% российского вина, а качественное — это 600 этикеток».

За 2024 год в России несколько раз повышали пошлины и акцизы на вино из недружественных стран, которое занимает существенную часть винной полки. Сейчас пошлина составляет 20%. Но в будущем, возможно, ее поднимут еще. В связи с этим за десять месяцев 2024 года импортного вина (в литрах) ввезли в Россию на 33% меньше, чем за аналогичный период 2023-го. Многие импортеры отмечают, что по факту на вино из недружественных стран пошлины уже выросли на 100%.

Но именно винный сегмент российского рынка и нужно защищать, убежден один из старейших крымских виноделов Валерий Захарьин, создатель одноименной винодельческой компании:

Валерий Захарьин винодел «В Валенсии нет морозов, вина сорта айрен они делают по 200 центнеров, в Аргентине тоже нет морозов. А у нас в Крыму в 2012 году в Нижнегорском районе было минус 36,25 градуса. В Крыму! У нас нет морозобезопасных мест, а мороз — это одна из ключевых вещей. С зимним морозом бороться невозможно. Поэтому мы не должны лишать наших людей действительно хорошего, добротного, терруарного вина со всего мира. А в категории вин, которые являются столовыми, мы должны сделать такие пошлины, чтобы наши вина стоили 400 рублей, а импортные — 800 рублей».

Если пройтись по московским магазинам прямо сейчас, то итальянское, испанское или французское вино дешевле 700-800 рублей без акций найти уже крайне трудно. Повышать цены стали и российские производители. Если еще пару лет назад массовым, базовым сегментом считались вина до 550-600 рублей, то сейчас эта граница сдвинулась до 800 или даже 1000 рублей за бутылку. Продолжает эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:

Денис ПузыревДенис Пузырев эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Импортная составляющая в российском вине все равно довольно высока. Ягоды, конечно, растут на российской земле, но бутылка, пробка, различные удобрения, оборудование, да и сами саженцы многие до сих пор закупают в странах Европы. Цены на них растут вслед за падением рубля. Это объективная картина, хотя виноделы долгое время цены сдерживали, но теперь, когда на импортные вина ввели такие большие пошлины, многие российские производители воспользовались этим явлением и тоже подняли на свое, чтобы не работать себе в убыток. Если говорить про качественное российское вино, которое можно купить в рознице, то это будет сегмент 800-1200 рублей за бутылку».

Дешевое вино не равно плохое. Да, оно будет без длительной выдержки и уникального вкуса. Но если производитель соблюдает технологические стандарты, имеет собственную сырьевую базу и качественную агротехнику, то хорошее вино гарантировано. Например, можно доверять винодельням «Кубань вино», «Абрау-Дюрсо», «Фанагория» и Chateau Tamagne. Если говорить о высшей лиге — среднем и премиальном сегментах, то это «Усадьба Маркотх», «Усадьба Мезыбь» и «Галицкий и Галицкий». По словам экспертов, они более чем доступны.

Абсолютный тренд 2024 года — россияне стали больше пить игристого, в его продажах произошло удвоение. Среди самых востребованных — «Новый Свет», «Мантра», «Балаклава», «Золотая балка» и те же «Галицкий и Галицкий» и «Абрау-Дюрсо». Начинают о себе заявлять белые вина. Здесь в топе — Oleg Repin, Loco Cimbali, рислинги и пино-нуары «Сикорского» и «Вионье» «Усадьбы Мезыбь».

Что касается красного вина, для которого климат наших южных регионов самый подходящий, то его на рынке больше всего. Но далеко не все достигли хорошей степени выдержки. Здесь можно выделить «Усадьбу Маркотх» и «Ведерникова». Кстати, красностоп «Золотовский» 2012 года урожая не так давно продали на аукционе за 750 тысяч рублей.

А еще стали набирать популярность оранжевые вина, хотя раньше на них обращали внимание единицы. Но пока что Россия похвастаться большим количеством не может. В отличие от Грузии, которую, кстати, можно назвать экспортером номер один из-за ее нулевой пошлины. За десять месяцев 2024 года они увеличили поставки почти на 20%. А среди новых регионов в лидеры выбился Дагестан с его качественной и доступной по цене линейкой.

Медленный устойчивый тренд на увеличение доли российского вина в потреблении заметен, но каких-то серьезных изменений на горизонте одного года не произошло, отмечает партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев:

Андрей Григорьев партнер агентства винного консалтинга Double Magnum «В премиальном сегменте появились вина очень достойные, которые по своим потребительским качествам ничуть не хуже, просто другие. Если человек привык и любит пить шабли, то сложно убедить его, чтобы он за те же или даже чуть меньшие деньги пил шардоне из Краснодарского края, и не потому, что вино плохое. У нас винная культура современная 30 лет формировалась на европейских винах, чуть позже — на винах Нового Света: из Чили, Аргентины, Австралии, Южной Африки. Невозможно изменить потребительские предпочтения за год и даже два. Должно пройти пять-десять лет, чтобы потребитель распробовал. Кому-то понравится, кто-то все равно останется, так сказать, при своих».

Также значительно выросли продажи российского вина за этот год в ресторанах. Росстандарт утвердил ГОСТ, в соответствии с которым рестораторы должны иметь в своих винных картах минимум 20% российского вина. Но его все же крайне не хватает. А вот что отмечает ресторатор, партнер Аркадия Новикова по проекту «Сыроварня» Дмитрий Азаров:

— У нас продажи российского вина выросли как минимум на 30%. Появился специальный раздел в винной карте, который посвящен российским винам.

— Ресторанам удается удовлетворить спрос потребителя на российское вино?

— В каких-то категориях не хватает. Но в целом я думаю, что по большей части спрос удовлетворен, потому что выбор неплохой. Прошло очень много дегустаций российских вин, отбирали очень тщательно, придирчиво, нашли свою линейку, до сих пор продолжаем ее развивать. Честно говоря, я был тогда удивлен качеством российских вин. Ну и сейчас часто сюрпризы какие-то обнаруживаем в хорошем смысле слова. Ну и, кстати, мы в «Сыроварне» сделали белое и красное вино под собственной маркой. Это вино из Краснодарского края, и оно очень неплохо продается.

Если раньше потребители в ценовом диапазоне 1000-1500 рублей делали выбор в пользу европейских производителей, то теперь начинают обращать внимание и на российское вино. Но не торопясь и с осторожностью.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию