16+
Суббота, 4 января 2025
  • BRENT $ 76.69 / ₽ 7798
  • RTS876.32
1 января 2025, 07:49 Авто
Спецпроект: Тренды и бренды – 2024

Итоги года: китайские бренды заняли почти 70% российского авторынка

Лента новостей

Концерны из Поднебесной теперь конкурируют между собой, и далеко не всем новым маркам удалось у нас закрепиться. Как российский авторынок сменил одну зависимость на другую?

Фото: Антон Ваганов/Reuters

Великий китайский автоэксперимент. Итог третьего года экспансии: за китайскими брендами уже почти 70% российского авторынка. В ушедшем году стало окончательно ясно, что третьего игрока у нас не появится и останутся только китайцы с «АвтоВАЗом».

От считаных процентов своей доли до тотального доминирования — такой путь проделали китайские марки на автомобильном рынке России за последние три года. Подсчеты, конечно, есть разные, от «Автостата», «Авито Авто» и других агрегаторов, но консенсус установился на отметке 60-70% авторынка. Альтернативы — это стремительно стареющий парк европейских марок и продукция нашего «АвтоВАЗа». Три года — достаточный срок, чтобы оценить китайские новинки во всех возможных условиях. Есть те, кто машину попробовал, посмотрел и уже продает. Например, владелец Chery Tiggo 7 Pro Max Олег. После 15 тысяч километров пробега впечатления такие:

«Нравится то, что очень много функций автомобиля, то есть богато оснащен, оцинкованный кузов, вот это нравится. В отличие от китайцев предыдущих лет, довольно-таки неплохо коррозии сопротивляется, реагенты держит нормально. Не нравится то, что материалы отделки довольно дешевые, в частности сиденья: дерматин дешевый, очень неприятный на ощупь. Я просто до этого на BMW ездил. Очень сложно плюсы выделить в палатках ездовых по ездовой манере. Подвеска у него очень такая расхлябанная, несобранная, вроде бы и мягкая, но в то же время на мелких кочках отдается сильно, в поворотах кренится. Один раз обращался по гарантии: стекло лобовое, обогрев, был у меня дефект заводской, часть стекла не прогревалась, электрический обогрев не работал с завода, стекло меняли по гарантии лобовое. И второй момент: после зимы на дисках под лаком начали пятна какие-то появляться. Видимо, окислялся алюминий или что-то там. Признали гарантийным случаем, все четыре диска по гарантии под замену попали».

Не только классические бензиновые «китайцы» попадают на наш рынок — есть эксперименты с электрокарами и гибридами. И были те, кто готов был попробовать такую экзотику. Например, Александр приобрел так называемый последовательный гибрид LiXiang L9 и остался в восторге:

«Отличный автомобиль, я пересел с немецких автомобилей, BMW. LiXiang не хуже автомобиль. В некоторых технологических аспектах это лучше, чем те же самые немецкие, которые на самом деле уже отстали по технологиям, цифровым мультимедиа, лидарам. За период владения никаких эксцессов не было, в штатном режиме прилетают обновления. Каждый раз, когда я автомобиль храню на улице, я запускаю предварительный прогрев, сажусь в теплый автомобиль, никаких эксцессов сейчас по текущей зимней эксплуатации не наблюдалось. Единственное, небольшой недостаток — это когда на трассе начинаешь ехать больше разрешенной скорости, машина просто немножко больше потребляет бензина, потому что в электромобилях на большой скорости потребление батареи становится большое. Последовательный гибрид, он старается подзарядить батарею, и расход топлива увеличивается».

Самая объективная картина по надежности, стабильности и долговечности китайских автомобилей будет у таксопарков — и, по их оценке, ситуация неоднозначная. С одной стороны, приставка «китайский», применительно к автопрому — давно уже не синоним чего-то плохого, с другой — проблем хватает: ресурс китайских машин в такси — максимум 150 тысяч километров, что очень мало. Продолжает руководитель таксопарка Next Евгений Ермолаев:

Евгений Ермолаев руководитель таксопарка Next «Не все машины хороши, сталкиваемся с такими поломками, которых мы давно не видели. Слабые места — это коробки передач, электрика, замерзают. Можно поговорить о марках, наоборот, которые хорошие. Вот есть китайские, допустим, Dongfeng Shine Max, есть китайские, которые производят на российском рынке, — это Haval. На сегодняшний день электрических хороших машин нет китайских. Есть китайские автомобили, которые 4-10 тысяч километров пробега, которые покажут уже сразу проблематику свою. На тысячу машин проблемы с экраном, они самые минимальные, где-то около у десяти машин были проблемы с экраном, с коробками тоже есть проблемы. По ходовой все нормально, проблем не было в этом плане».

За прошлый год, по данным агентства «Автостат», суммарные продажи новых легковых автомобилей китайских марок составили около 900 тысяч штук — очередной рекордный показатель. Самые популярные марки — Haval и Chery. Ситуация с запчастями уже гораздо лучше, чем в 2023 году, говорит сервисный директор франшизы «Вианор Москва» Николай Янковский:

Николай Янковский сервисный директор франшизы «Вианор Москва» «Сказать, что какой-то бренд славится своей ненадежностью или какими-то конструктивными особенностями, странностями, — сказать не могу. По конструкции все эти автомобили ничем не отличаются от европейских, от корейских и от японских. Были сомнения в том, что, возможно, материалы, из которых изготовлены резино-технические всякие компоненты, будут некачественные, но я могу сказать, что ничем не отличаются тоже по составу. Механики работают с этими автомобилями точно так же, как со всеми остальными, ничего пока не отвалилось из тех автомобилей, которые к нам приезжают, никакие лонжероны от порога не отошли. Что касается запчастей, появляются каталоги, в том числе мультибрендовые, появилась уже литература даже в бумажном виде, и она у меня на столе лежит. Показательно, что эти автомобили применяются в каршеринге, а эксплуатация в каршеринге намного жестче, намного более тяжелая для автомобиля, чем в частных руках».

Если в 2023 году на российском авторынке было 29 китайских марок, то в 2024-м их стало 60, подсчитали в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Новинкой года, по версии портала «Авто.ру», стал рамный внедорожник с пневмоподвеской Tank 700 за 9 млн рублей. Внедорожной новинкой стал Haval H9. Семейной новинкой года признан Geely Atlas второго поколения, а новинкой года для путешествий стал Jetour T2. Удивительно, что многие марки в России не смогли закрепиться, отмечает главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин:

Максим Ракитин главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru «Мне понравился сервис Aita, мне понравился Tank 700. Понравились Voyah Free и все прочие, все, что делает премиальное отделение Dongfeng. Ну и если говорить про те, про которые мы не знаем, для меня удивительно сейчас познакомиться было с брендом, который называется, VGV. Тоже история грузовой компании, грузового конгломерата, который решил выпускать легковые автомобили, потрогали, поездили, у них получилось. Очень сложно выделить какие-то новые автомобили, потому что они появляются достаточно быстро. А во-вторых, почему-то некоторые из брендов тут же затихают, как произошло с брендом SWM, например, или с Livan, а сейчас ни слуху ни духу. Планов было полно, а в итоге выяснилось, что и рынок их не принял, и они не поняли, как на этом рынке взаимодействовать с покупателем. Здесь такой маркетинг на грани дипломатии должен быть, в некоторых случаях этого не происходит».

Ушедший год показал, что о дешевых автомобилях российскому потребителю можно окончательно забыть. Говорить о том, что произошла обратная трансформация машины из средства передвижения в роскошь, пока преждевременно. Но тренд очевиден. На рынке не осталось достойных автомобилей дешевле 2 млн рублей. Надежды на «АвтоВАЗ» не оправдались — в ушедшем году концерн запомнился лишь Lada Aura за 3 млн и бесконечными призывами наращивать ставку утильсбора. Добавим высокую ключевую ставку, из-за которой автокредиты стали неподъемными, и получим печальную картину, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Российские потребители не пересели на китайские автомобили, их пересадили насильно. Мы поменяли одну зависимость на другую. Ну, наверное, автомобиль роскошью не стал. Кто-то же почти полмиллиона легковых автомобилей Lada купил. И очевидно, что это не олигархи, но с психологической точки зрения непринятие той ситуации, когда автомобиль действительно становится очень дорогим, наверное, да, этот год стал таким, я бы сказал, откровением. Сейчас мы вообще, конечно, приходим к ситуации, когда шутка о том, что автомобиль скоро мы будем брать в ипотеку, постепенно превращается из смешной такой забавной шутки в какую-то горькую реальность. И мы по прежнему живем в ситуации, когда сегодня дороже, чем вчера, а завтра будет дороже, чем сегодня».

Оглядываясь назад, многие автоэксперты говорят — приход китайцев был предопределен, даже если бы не было февраля 2022 года. Достаточно взглянуть на Европу, где Китай тоже бьет рекорды. Массовый уход западных концернов из России лишь придал ускорения этой тенденции. Российский водитель к китайцам привык и уже разучил произношение основных брендов. Остается надеяться, что новая зависимость — теперь от китайских друзей — не заставит наш рынок окончательно потерять самого себя.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию