25 декабря 2024, 09:00 Компании
Сергей Широков, «Сбер»: «2024-й стал годом сбережений»
Лента новостей
По его словам, тренд сохранится и на будущий год, так как сбережения — крайне важный элемент инвестиций в будущее
Об итогах года финансового сектора, сложившейся ситуации на рынке депозитов и кредитования, о выгодных условиях для клиентов, прогнозах и планах на будущий год в интервью BFM рассказал директор департамента «Занять и сберегать» «Сбера» Сергей Широков.
Сегодня мы подводим итоги года по ситуации на рынке вкладов и на рынке потребительского кредитования. И если говорить о первой части вопроса, о ставках, то текущая ситуация позволяет сделать предположение, что у банков с привлечением вкладов все идет хорошо. Так ли это? Или есть какие-то подводные камни? О чем говорит ваша статистика?
Сергей Широков: Можно с уверенностью сказать, что это был год сбережений на фоне роста ключевой ставки и, конечно же, конкурентной борьбы банков за средства клиентов, которая только усиливается. Однозначно в таких условиях можно фиксировать рост числа вкладчиков. В «Сбере» за 11 месяцев 2024 года рублевый портфель срочных вкладов и накопительных счетов вырос на 35% и по итогам ноября составил 16,7 трлн рублей. Если сравнивать с 2023 годом, то рост был скромнее — 28%.
Важно, что за этот год удалось привлечь достаточно большое количество новых вкладчиков. Я считаю это действительно позитивным эффектом. И в этом году количество наших вкладчиков с накопительными счетами и срочными вкладами увеличилось с 16,8 млн до 20 с лишним млн человек.
Обсудим разницу между процентами по вкладам и по накопительным счетам. Я за этот год видел очень много, на первый взгляд, «чудес». Например, обычно проценты по накопительным счетам меньше, чем по срочным вкладам. Но в этом году были периоды, когда банки, пользуясь различными акциями, в том числе для новых клиентов, давали очень хорошие ставки по накопительным счетам. И в какой-то момент они даже обогнали ставки по срочным депозитам. Чем это можно объяснить?
Сергей Широков: Вы правильно упомянули акции и различного рода маркетинговые предложения, потому что зачастую срочные вклады предлагаются с более высокими ставками. Однако в те или иные моменты банки могут озадачиться привлечением новых клиентов, и накопительный счет для этого идеально подходит. Поэтому иногда мы можем видеть, как ставки по накопительным счетам становятся даже выше, чем по срочным вкладам. Зачастую это распространяется на короткие пробные периоды для тех, кто впервые открыл накопительный счет или давно его не пополнял. И это, конечно, нужно иметь в виду, потому что клиентам хочется получать достойную ставку длительное время. Если клиент открыл накопительный счет, внес средства, но через какое-то время увидел, что ставка снизилась, то он уйдет искать новый накопительный счет с более высокой ставкой.
По сути, сейчас важно не только клиента привлечь и вовлечь в сбережения, но и добиться лояльности, удержать его на долгий срок. Поэтому мы улучшили наше предложение, чтобы клиенту и дальше было выгодно сберегать средства. Мы предложили повышенную ставку тем клиентам, которые пользуются картами «Сбера», нашей популярной подпиской «СберПрайм» или покупают у наших партнеров. Это достаточно простые условия, под которые попадает большое количество наших клиентов.
Наш продукт изначально учитывал и другой очень важный для клиента нюанс — это начисление процентов на ежедневный остаток. Это означает, что каждый рубль на накопительном счете работает каждый день.
Ну и самое главное, я уже об этом говорил, но хочу еще раз подчеркнуть: клиенты, которые вошли в накопления всерьез и надолго, делают инвестиции в свое будущее.
По поводу серьезного настроя и долгосрочных сбережений: в этом году были моменты, когда среднесрочный период по вкладам был выгодней по процентной ставке, чем долгосрочный. Расскажите, почему так происходило? И к чему мы пришли к концу года?
Сергей Широков: Мне кажется, этот год действительно необычный. Главное явление, которое мы наблюдаем, — это изменение ключевой ставки. И кажется, что основные игроки в этом году по-своему экспериментировали со своими предложениями. Кто-то хотел фиксировать высокие ставки на длинные сроки, кто-то не хотел. Мне кажется, это были творческие маркетинговые эксперименты. Это нормально для рынка, в котором не все определено, и многие игроки оказываются в подобных условиях впервые. Но сейчас в основном все банки сосредоточили свои лучшие предложения на сроках до года. И, скорее всего, только после нормализации ключевой ставки мы увидим действительно высокие предложения по ставкам на длинный срок.
При этом я, конечно, должен сказать, что большинство клиентов как раз и предпочитают сроки до года. Даже когда лучшая ставка была на максимальных сроках, людям все равно было комфортнее фиксировать средства на более короткие сроки.
А если говорить о соотношении накопительных счетов и депозитов, кого больше в этом году пришло? Что сейчас люди любят больше?
Сергей Широков: На самом деле картина очень динамична и зависит как раз от предложения, которое сформулировано банком. Сначала люди начинают сберегать на накопительных счетах, получают первый опыт, убеждаются, что действительно уже можно отложить какие-то деньги. Накопительный счет для этого очень хорошо подходит, поэтому приветственная ставка является правильным средством привлечения. Однако, повторюсь, войдя во вкус, люди переходят в депозит, потому что всегда есть соблазн посмотреть на соседний продукт. Особенно внутри одного банка, когда переводы делаются очень просто.
С точки зрения клиента, наиболее рационально пользоваться двумя этими продуктами, особенно если речь идет о сильных предложениях и по вкладам, и по накопительным счетам одновременно. Я считаю, это является конкурентным преимуществом для банка. Именно так мы сейчас стараемся действовать. Буквально недавно, как я уже сказал, мы увеличили ставки по накопительным счетам, добавили «опции для удержания», а также увеличили ставки по срочным вкладам, чтобы клиент внутри одной организации смог правильным образом диверсифицировать свои накопления по срокам, повостребованности. Но когда оба предложения сильны, это всегда лучше для клиента.
Кто-то копит, кто-то сберегает. Но есть и те, кому деньги нужно потратить. И тут мы, наверное, переходим к самому интересному моменту — к потребительскому кредитованию. И единственный, наверное, логичный вопрос в 2024 году: неужели высок спрос на кредитование?
Сергей Широков: Я думаю, что стоит посмотреть на горизонт всего года. Но надо сказать, что, помимо ключевой ставки и высоких ставок в кредитовании, в этом году регулятор достаточно сильно ограничивал потенциальные выдачи за счет макропруденциальных лимитов. Я напомню, это ограничение выдач при высоком соотношении платежа к доходу клиента. Каждый квартал регулятор эти ограничения усиливал, тем самым сужал объем потенциальных заемщиков.
При этом мы видели, что спрос на кредитование в начале года был еще достаточно высоким. Он был выше, чем в прошлом году. И несмотря на достаточно высокие номинальные объемы выдач в первой половине года, мы все-таки удовлетворяли спрос несколько хуже, чем в прошлом году.
Во втором полугодии, начиная с августа, выдачи, в том числе в номинальном выражении, ввиду «закруток» со стороны регулятора начали снижаться. Очевидно, что сейчас мы видим спад на рынке потребительского кредитования. Рынок идет ровно в ту сторону, куда его направляет регулятор. И сейчас это уже видно на номинальных цифрах. Если в середине года мы выдавали 250-290 млрд рублей в месяц, то сейчас это значительно меньше 100 млрд рублей. При этом важно понимать: клиентская потребность существует.
А на что люди брали кредиты?
Сергей Широков: Важно отметить, что ставка не до конца определяет переплату. Каждый месяц, когда клиент вносит ежемесячный платеж, сумма, на которую начисляется процент, сокращается. Соответственно, переплата зачастую бывает меньше, чем ставка. Это важно. Многие берут кредиты на достаточно короткие сроки, используют досрочное погашение. Поэтому сейчас нельзя сказать, что кредитование для клиента абсолютно недоступно. И нельзя сказать, что на него нет спроса даже по таким ставкам. Люди продолжают делать ремонты, ездить в отпуска, обустраивать свои загородные участки. Эти фундаментальные цели никуда не делись. Опять же существует определенный рост заработных плат, а как только у людей появляется больше располагаемых средств, у них появляется и запрос на то, чтобы купить или сделать что-то, что давно откладывали, когда средств было меньше. Поэтому в какой-то степени рост зарплат в том числе повлиял на спрос, как бы парадоксально это ни звучало.
Вы перечислили следующие цели: ремонт, отпуск, строительство и обустройство загородных домов. А что касается автокредитования, как чувствовал себя этот рынок в этом году? Потому что, насколько мы понимаем, он по ставкам чуть отличался благодаря каким-то партнерским программам банков и дилеров?
Сергей Широков: Действительно, ставки на авторынке ниже, в том числе это обусловлено тем, что, в отличие от потребительского кредита, автокредит — это кредит залоговый. У него в среднем по портфелю выше надежность. И очень важно, что во многом объемы автокредитования зависят не только от выгоды самого кредитного предложения, а еще и от предложения на рынке автомобилей. И в этом году по количеству проданных автомобилей мы практически оказались на уровне «доковидных» времен — 1,5 млн новых машин. В 2019 году была такая же цифра. При этом традиционно большая доля автомобилей покупается в кредит. И рынок автокредитования подпитывался этим предложением на рынке авто и накопленным спросом, который сформировался за последние два-три года, когда были определенные перебои с поставками автомобилей.
При этом мы понимаем, что авторынок — очень комплексный. К слову говоря, покупая машину, ее нужно страховать, возможно, потребуется помощь в подборе, особенно если покупается бывший в употрблении автомобиль.Рынок бывших в употреблении авто примерно в три-четыре раза больше, чем рынок новых. И, понимая это, мы стараемся расширять наши предложения для автомобилистов. Буквально в прошлом месяце мы запустили специальный раздел на сайте, в котором собрали все предложения для автомобилистов от «Сбера» и партнеров — «СберАвто», «Ситидрайв», страховых компаний, сервисных компаний, тем самым дав клиенту возможность при покупке автомобиля, даже если он был куплен без участия кредитных средств, ознакомиться со всеми лучшими предложениями, получить повышенные бонусы и так далее.
Понимая потребности автомобилистов, многие игроки стремятся к этой комплексности, к созданию целой экосистемы сервисов для автомобилистов. Поэтому рынок авто, очевидно, будет развиваться в этом направлении, и «Сбер» будет максимально улучшать свое предложение.
Практически весь наш разговор сегодня, так или иначе, строился вокруг главной цифры. Это ключевая ставка. Эксперты прогнозируют, что на высоких уровнях ЦБ оставит ее как минимум до середины следующего года. Разделяете ли вы это мнение? И как «Сбер» видит свою политику в зависимости от ключевой ставки по кредитованию и депозитам?
Сергей Широков: Прогноз такой на рынке есть, пожалуй, к нему можно присоединиться. Однако в целом есть ожидания, что следующий год по-прежнему будет годом сбережений. И нам есть куда расти, потому что сбережения — это крайне важный элемент инвестиций в свое будущее.
А с точки зрения кредитования мы рассчитываем, что спрос по-прежнему будет, и мы будем стараться его удовлетворять в рамках текущих ограничений. Я считаю, что будет иметь большое значение осознанность потребления кредитных средств: важно грамотно управлять деньгами и своей кредитной нагрузкой, задумываться о кредитной истории. В такие времена она имеет особое значение.