Во время «Итогов года» президент отвечал на вопросы россиян и СМИ, перемежая реплики по сути дела несколькими личными историями
«Итоги года с Владимиром Путиным» продлились 4 часа 27 минут, это наибольшая продолжительность с 2013 года. Президент много говорил о конфликте с Украиной и экономическом положении России и по традиции разбавлял ответы личными воспоминаниями.
Одна из первых таких историй промелькнула в первом же ответе Путина, когда тот решил проиллюстрировать ситуацию с суверенитетом в странах Евросоюза.
«У [экс-канцлера ФРГ Шредера] Герхарда был день рождения, он пригласил, я приехал. Был небольшой концертик, и действительно все коллективы исполняли песни на английском языке. Я и тогда сказал: «Даже хор девочек Ганновера пел на английском». Но был один коллектив, который пел на немецком. Это Кубанский казачий хор, который я привез с собой. Более того, для меня было полной неожиданностью, я у них спросил: «Откуда вы это знаете?» Они мне сказали: «Из уважения к немцам, из уважения к нашим хозяевам, принимающей стороне, мы выучили по дороге и пели на немецком языке, в том числе и песни этого региона, где мы находились». Потом многие ко мне подходили в перерыве и говорили: «Нам стыдно, честное слово, нам стыдно, что тут только русские казаки пели на немецком».
Другой личный ответ Путин дал на довольно личный и отвлеченный вопрос. Его спросили, с кем из ныне живущих или ушедших личностей он хотел бы выпить чашку чая. Ответ президента будто бы перекликается с его былой шуткой 2007 года о том, что «после смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем».
«У меня были контакты, не такие уж и близкие, но тем не менее на протяжении достаточно длительного времени с канцлером ФРГ [Гельмутом] Колем. Когда он уже перестал быть канцлером, нечасто, но регулярно приезжал ко мне в гости. Я имел удовольствие — именно удовольствие — с ним беседовать. Я с интересом вспоминаю многие наши разговоры. Они были очень для меня полезными. Очень интересным человеком был президент Франции [Жак] Ширак. Он вообще был как энциклопедист, как академик: чего не спросишь — все знает. На все у него было свое мнение. Он был очень корректным, галантным человеком. Я от него тоже многому научился. Немножко другим человеком, но тоже весьма теплым в общении, но деятельным, очень хватким был [бывший премьер-министр Италии Сильвио] Берлускони. Он очень много сделал, так же как и Ширак, для развития российско-итальянских отношений. Даже несмотря на то, что происходит сегодня, мы чувствуем, в итальянском обществе есть определенная симпатия к России, так же как у нас есть симпатия к Италии».
Третья персональная история промелькнула в разговоре, когда Путин оценивал программу «Время героев», направленную на обучение участников боевых действий под гражданские должности. Президент рассказал, что пока из 40 тысяч заявок одобрены были только 83, но призвал претендентов не отчаиваться и рассказал о своем собственном взрослении:
«Нам тренер Рахлин Анатолий Соломонович в свое время сказал: подтянитесь, кто сколько может. И некоторых не взял, кто подтянулся больше, чем я. Мы потом уже, через несколько лет, спрашивали: Анатолий Соломонович, почему так: тех ребят вы не взяли, а нас [взяли], мы поменьше же подтянулись. Знаете, что ответил, он был мудрый человек: а потому, что вы делали до последнего — руки дрожали, подбородком тянулись, прямо вовсю старались, а кто больше вас, они подтянулись спокойно, а могли бы еще, они не боролись, они не отдавали себя. А вот эти ребята отдают себя целиком, они хотят, и надо им помочь, надо их поддержать».
К слову, закончились «Итоги года» тоже человечным моментом. Президента попросили прокомментировать решение Джо Байдена помиловать своего сына под занавес президентского срока. Как выразился Путин, всегда важно, чего в тебе больше: политика или человека. «Оказалось, что в Байдене больше человека».