19 декабря 2024, 10:07 Компании
Кирилл Меньшов, «Сбер»: «IT-мир идет по дороге постоянного усложнения»
Лента новостей
По его словам, технологии искусственного интеллекта изменяются каждые полгода, развиваются с фантастической скоростью
О цифровых трендах, импортозамещении, нюансах внедрения и использования технологий искусственного интеллекта, а также о планах на будущее BFM.ru рассказал старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» «Сбера» Кирилл Меньшов.
Российские компании для импортозамещения выбирают сегодня разные пути: от разработки собственных решений до применения рыночных инструментов. Как сейчас проходит процесс замены зарубежных решений для российского бизнеса конкретно в «Сбере»?
Кирилл Меньшов: «Сбер» — это огромная корпорация. Мы характеризуемся тем, что у нас большое количество программного обеспечения, а значит, мы не можем выбрать какой-то один конкретный путь. Мы ищем для себя баланс. Баланс между решениями, которые мы разрабатываем сами, решениями, которые мы берем с рынка, и массой промежуточных состояний, когда есть адаптации, есть заказные доработки под нас. Именно так мы и подходим к импортозамещению.
А ваш опыт наблюдения за остальным рынком что показывает? Что сегодня популярнее? Что предпочитает бизнес?
Кирилл Меньшов: Есть разные стратегии, которые преследуют компании. И очень важно понимать, что есть разное программное обеспечение. Сейчас многие компании оцифровались, прошли цифровую трансформацию, у них большие штаты разработчиков внутри и глубоко специализированные собственные решения, которым просто нет точных аналогов на рынке. Поэтому многие крупные заказчики решают задачи импортозамещения своих core-технологий самостоятельно.
Давайте тогда поговорим немного о ваших разработках, о разработках «Сбера». Насколько я понимаю, в прошлом году «Сбер» представил рынку платформу по роботизации бизнес-процессов. Эта платформа называется SaluteRPA. Расскажите, что это за решение? Кому оно подходит?
Кирилл Меньшов: Да, это базовое решение. Поможет компаниям, которые еще находятся на пути цифровой трансформации, когда за счет роботизированных решений мы меняем ручной труд сотрудников на роботов без существенного радикального изменения IT-ландшафта. Зачастую это надо компаниям, которые не готовы сильно вкладываться в создание следующего поколения своих IT-систем. Им проще заменить человека на робота. Но важно понимать, что это предыдущее поколение. На текущий момент мы готовим следующее поколение, которое будет уже основано на генеративном искусственном интеллекте.
О каких роботах мы говорим? В каких отраслях экономики эта технология используется?
Кирилл Меньшов: На самом деле, технология подходит практически любому бизнесу. И любой бизнес может использовать эти решения в случае, если у них в IT-системах используется человеческий труд.
Поговорим об искусственном интеллекте. Это разработка, которая буквально не сходит с первых полос. Наверняка вы в своем продукте SaluteRPA тоже используете искусственный интеллект. Считаете ли вы, что тему искусственного интеллекта сейчас немного переоценили?
Кирилл Меньшов: Мне кажется, это время покажет. Находясь в моменте, в процессе подготовки проектов, которые с ним связаны, очень тяжело, конечно, давать какую-то долговременную оценку. Если посмотреть на то, сколько патентов регистрируется, какая капитализация у западных ИИ-компаний, то становится видно, что в целом мир в эту историю верит. А если весь мир верит, мы не имеем права не участвовать в этом процессе.
Какие задачи ИИ выполняет в вашей системе SaluteRPA?
Кирилл Меньшов: На текущий момент мы используем алгоритмическую роботизацию. Мы можем программировать действия пользователя, и робот будет их выполнять. Используем методы машинного обучения. Но это все технологии, которые уже давно развиваются на рынке. В настоящий момент мы экспериментируем со следующим поколением SaluteRPA, а именно — мультиагентными генеративными сетями. Это множество агентов, каждый из которых основан на большой языковой модели (Например GigaChat. — BFM.). И они взаимодействуют друг с другом в разных ролях: агент-фасилитатор, агент — распознаватель изображения, агент — анализатор текстов и так далее. Соответственно, благодаря этому взаимодействию в некоторой виртуальной команде, они могут решать достаточно сложные задачи, для которых ранее требовались реальные люди.
Но место человеку в этом процессе все равно остается?
Кирилл Меньшов: Место человеку всегда найдется. Нужно понимать, дискуссии о том, что роботы заменят людей и не останется работы, — ведутся. Но мы все время забываем, что IT-мир идет по дороге постоянного усложнения. Сервисы, которыми пользуются наши клиенты, идут по пути постоянного усложнения, их взаимосвязь, взаимоинтеграция глубже и сложнее. Исходя из этого, если бы мы в принципе не переходили к роботизации, искусственному интеллекту, нам бы потребовалась просто орда программистов для того, чтобы поддерживать развивающийся уровень сложности. Поэтому для нас искусственный интеллект — это не способ избавиться от человека. Это средство, которое позволяет эту возрастающую сложность удерживать без привлечения топ-сотрудников и программистов.
И еще пара вопросов о SaluteRPA. Бизнес должен установить свой контур? Или может пользоваться в облаке?
Кирилл Меньшов: Безусловно, оба варианта возможны, даже комбинированный вариант возможен. Здесь все зависит от стратегии информационной безопасности, которая принята в компании. Большинство крупнейших компании в России с трудом могут дать доступ облачным решениям к своим системам.
А если кто-то все-таки выбирает облако, насколько это безопасно, как обеспечивается безопасность?
Кирилл Меньшов: Облако, конечно, достаточно безопасно. Если честно посмотреть на то, как выстроена информационная безопасность в среднем и малом бизнесе, то, в принципе, облако даже гораздо безопаснее, чем хранение в помещении с серверами, которое на ночь порой толком не закрывается.
Мы с вами беседуем в конце декабря уходящего 2024 года. Давайте подведем какие-то итоги по рынку технологий. Довольны ли вы тем, как все развивается сейчас, какие амбиции стоят перед «Сбером», какие планы «Сбер» ставит на будущий год?
Кирилл Меньшов: Для нас очень важно, что мы заканчиваем процесс цифровой информации. То, что мы видим впереди, — это эпоха следующего этапа, следующего витка, это генеративные ИИ-трансформации. В настоящий момент мы подводим итоги, завершаем крупные программы предыдущего технологического уклада, которые заключались в трансформации наших больших монолитов: автоматизированной банковской системы и процессинга в набор бизнес-способностей, реализованных на микросервисах. Мы заканчиваем этот этап, в следующем году останутся совсем небольшие доделки, некоторый хаускипинг для того, чтобы привести в порядок то, что у нас будет создано за счет этой большой трансформации. Мы занимаемся подготовкой IT-ландшафта к следующему витку технологической эволюции, а именно — активному использованию генеративного искусственного интеллекта в разных процессах.
Когда подготовка эта будет завершена и вы перейдете к новым системам, что это даст? К чему мы придем?
Кирилл Меньшов: Уже сейчас мы активно ведем проекты по встраиванию генеративного искусственного интеллекта в наши текущие продукты, нашу текущую линейку. И это продолжится, просто с более высокой скоростью. В основном под подготовкой IT-ландшафта мы подразумеваем подготовку для использования искусственным интеллектом. Для этого он должен быть описан понятным для машин образом. К счастью, современный искусственный интеллект в основном заточен на чтение текстов, на понимание текстов, описанных естественным языком. Таким, который становится понятен для искусственного интеллекта. Образ будущего очень тяжело сейчас представить, технологии искусственного интеллекта изменяются каждые полгода, развиваются с фантастической скоростью.