Врачей обяжут собирать медкомиссию для пациентов, которые берут больничный больше четырех раз за полгода
Минздрав России меняет порядок формирования больничных листов
Лента новостей
Цель инициативы — улучшить качество оказания медицинской помощи россиянам трудоспособного возраста, чтобы выявлять пациентов с симптомами различных заболеваний на ранней стадии
Обновлено 7 декабря в 02:55
Минздрав России планирует изменить порядок формирования больничных листов с 1 сентября 2025 года. Предлагается учитывать количество выданных листков нетрудоспособности гражданину и за счет этого выявлять причины состояния больного и принимать меры по улучшению оказания медпомощи. Если за шесть месяцев пациент оформлял больничный четырежды, то врач должен передавать медицинскую документацию врачебной комиссии.
Исключение — больничный по уходу за больным родственником или период реабилитации. Проект приказа ведомства появился на портале проектов нормативных правовых актов. Этот документ просто юридически закрепляет давно существующую медпрактику, объяснил заведующий отделением амбулаторного звена одной из поликлиник города Москвы Денис Прокофьев:
Денис Прокофьев заведующий отделением амбулаторного звена одной из поликлиник города Москвы «Уже давно во врачебной практике, во всех лечебных учреждениях есть контроль за пациентами часто болеющими, которые находятся на листке нетрудоспособности, и сделано это не для контроля или ограничения выдачи листков нетрудоспособности, а для контроля за состоянием пациента. Мы понимаем, что если он обращается более четырех раз в год за листком нетрудоспособности, то может составлять определенную группу риска — с гипертонией, с сахарным диабетом, хроническим обструктивным бронхитом, — и лечебному учреждению просто необходимо взять такого пациента на диспансерное наблюдение. Его состояние требует динамического контроля. Это ведется сейчас, есть мониторинги, есть формы, это находится на контроле у руководителей структурных подразделений, поэтому без внимания такая группа не оставалась никогда. То, что это будет закреплено на законодательном уровне, вполне возможно, позволит улучшить непосредственно финансирование таких пациентов с позиции фонда ОМС. Но вниманием врачей они никогда не были обделены. При оформлении больничного листа есть отдельная графа, которая называется «Экспертиза нетрудоспособности». Указывается, пациент получает больничный лист впервые или получал многократно в течение года. И это сигнальная отметка для всех, что на этого пациента необходимо обратить внимание. Больничный лист, или листок нетрудоспособности, является документом строгой отчетности, который может предоставляться в суды, который может и должен оплачиваться на работе, поэтому он направлен именно на юридическое урегулирование».
Новые правила также помогут контролировать обоснованность выдачи больничных листов, уверен врач-терапевт телемедицинского сервиса «Доктис» Артем Королев:
Артем Королев врач-терапевт телемедицинского сервиса «Доктис» «Работа, конечно же, у участковой службы терапевтов прибавится. Принятие данного законопроекта связано с тем, что, во-первых, пациенты, может быть, не проходили в должной мере диспансерный учет, профилактические осмотры, а частые больничные листы за полгода могут как раз выявить какие-то скрытые начинающиеся хронические или инфекционные заболевания. Вторая составляющая, из-за чего это все делается, у нас бывают такие ситуации, когда пациентам не совсем по необходимости выдается больничный лист. И вот эта частая выдача больничных листов, проверка данных пациентов может как раз вскрыть эти ситуации, нерациональное использование средств Фонда социального страхования. Мне кажется, здесь две направленности: раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний плюс пресечение попыток нерациональной выдачи листов нетрудоспособности. Конечно же, работы прибавится, но, учитывая, что сейчас везде информационные медицинские системы в больницах, если как-то синхронизировать данные по разным лечебным учреждениям, то сведения о листках нетрудоспособности, в принципе, могут появляться автоматически. Пришел пациент на прием, мы сразу видим: за три месяца он два раза получил больничный лист, мы третий выдаем, и, соответственно, уже надо взять на контроль».
«Бизнес FM» решила спросить представителей бизнеса, как они относятся к сотрудникам, которые часто болеют.
Гендиректор группы компаний «Русит», член набсовета ОАО «Пушкинский текстиль» Дмитрий Филиппов:
«У нас на предприятии сложилась такая ситуация, что люди, даже если они немножко приболели, по максимуму стараются не выходить на больничный, перенося частично это на ногах и так далее. Но, в общем-то, такая практика есть. Не скажу, что мы ее каким-то образом поддерживаем, тем не менее я не припомню, чтобы у нас были люди, которые с регулярностью это делали. Но на сегодняшний момент сложилась очень пикантная ситуация. Мы открываем новое производство, мы набрали людей, и на сегодняшний день штат, мягко говоря, не сформирован. Контингент достаточно шаткий. И вот там у нас эта проблема имеет место. То есть достаточно регулярно, после выдачи зарплаты, на два-три дня люди пропадают с работы. Потом приносят какой-то больничный, и вроде как жизнь продолжается дальше. Хотя, в общем, есть понимание, что этот больничный не совсем корректный. И в этом отношении, я думаю, эта мера позволит каким-то образом влиять на этих людей и бороться с этим явлением. Мы на сегодняшний день находимся в состоянии колоссального кадрового голода. Мы вынуждены брать всех: людей с судимостью, людей, которые злоупотребляют алкогольными напитками. Тем не менее мы их берем, потому что с рабочим кадром совсем плохо. И выявление вот этих товарищей, надеюсь, принесет какой-то результат».
***
Руководитель петербургской транспортной компании «Город» Гиви Гоцеридзе:
«Может быть, и ковид всех нас научил по-другому относиться к своему здоровью. И, действительно, мы все сейчас понимаем, что, если у нас приходит работник и начинает подкашливать, чихать или чувствует себя не очень комфортно, мы рекомендуем ему остаться дома. Может быть, рекомендуем взять какую-то работу на удаленку, которая нам стала теперь понятна и близка. Мы стараемся следить за эпидемиологической обстановкой в своей работе сами и стараться поддерживать в этом сотрудников. У нас достаточно обширный штат сотрудников. И таких случаев, чтобы за полгода болели четыре раза и брали больничный, у нас не выявлено. Хотя я сам недавно отболел. Если посчитать за полгода, два раза было. Во время последней своей болезни мне пришлось пройти врачебную комиссию, потому что болезнь была связана с пневмонией, которая сейчас ходит, и, соответственно, больничный был более двух недель. На третью неделю я тоже проходил врачебную комиссию. Достаточно понятно все было. Достаточно отрегламентированный порядок. Я думаю, никаких проблем на данный момент с точки зрения работодателя данная инициатива не несет. Единственное, хотелось бы понять, будут ли в дальнейшем какие-то санкции, будут ли вызывать сотрудника для разбирательства, может быть, он будет отвлечен от труда. Если в целом это как-то позволит контролировать вопросы злоупотребления больничными со стороны работника или, может быть, какие-то сговоры со стороны медицинского работника и работника предприятия, это хорошо».
***
Алексей Горелкин, гендиректор компании Phishman, которая работает в сфере информационной безопасности:
«У нас в штате пока таких сотрудников нет. И в целом у нас сотрудники имеют такую возможность, как не брать больничный, если себя не очень хорошо чувствуют, и условно три дня посидеть дома, прийти в себя. Есть такая возможность — как поощрение. У нас есть только два обязательных дня присутствия в офисе, и то они касаются только руководства и тех, с кем руководство договорилось о своих сотрудниках. Поэтому у нас в офис ходят далеко не все. В целом люди работают из дома. Если человек чувствует себя плохо, он просто об этом сообщает своему руководителю, он не работает, лечится, приходит в себя. Если чувствует, что улучшение не идет, тогда уже больничный. Именно поэтому у нас больничных в компании оформляется не много: сотрудники от легких недугов за три дня приходят в себя. Но при этом я знаю по предыдущему опыту своей работы, что есть сотрудники, которые часто болеют, часто на больничном, и это, конечно же, хорошо бы отслеживать — и не в плане того, что вдруг он обманывает, а в плане того, что могут быть какие-то нюансы со здоровьем».
В Минздраве РИА Новости сообщили, что цель инициативы — улучшить качество оказания медицинской помощи россиянам трудоспособного возраста. Она поможет выявлять пациентов с симптомами различных заболеваний на ранней стадии.