Выступая на форуме ВТБ «Россия зовет!», российский лидер указал на то, что Трамп четыре года не был у власти, за это время позиции доллара были подорваны. Как можно оценить высказывания российского президента?
Владимир Путин прокомментировал вопрос про угрозы Дональда Трампа ввести стопроцентные пошлины на товары из стран БРИКС в случае создания ими новой валюты или отказа от доллара. Как заявил российский президент на форуме ВТБ «Россия зовет!», Дональд Трамп четыре года был не у власти, и за это время основы доллара как мировой резервной валюты были подорваны. Путин добавил, что Россия никогда не отказывалась от доллара.
Высказался он также про биткоин. По его словам, никто не сможет подорвать или остановить развитие цифровых валют:
«Вы сказали, что избранный президент, Трамп, угрожал тем, кто не будет использовать доллар, что он будет вводить против них санкции и повышенные пошлины. Насколько я понимаю, он так не говорил. Я понимаю, что все, что связано с Соединенными Штатами, вызывает у вас определенную реакцию, но насколько я видел — правда, мне некогда особо смотреть на то, что там где-то за рубежом происходит, но на это обратил внимание — он говорил о том, что если кто-то будет запрещать использование доллара, ограничивать его, то он будет соответствующим образом реагировать. Это не одно и то же — одно дело запрещать использование доллара, а другое — его не использовать, это разные вещи совершенно. Все-таки вновь избранный президент четыре года не был в том самом Белом доме, о котором вы упомянули, а за это время произошли определенные изменения в экономике, в мировой и в американской. Его политические противники очень многое сделали, чтобы подорвать фундаментальные основы доллара как мировой резервной валюты, и прежде всего сделали это своими руками, используя доллар как инструмент политической, а может, даже вооруженной борьбы, чтобы нанести ущерб другим странам, которые действующие до сих пор власти в США считают своим противником. Мы их никогда не считали противником, но они вдруг решили, что мы противник, начали вводить ограничения, — а с учетом того, что доля США в мировой экономике сокращается, а значит, и влияние доллара на мировые экономические процессы тоже сокращается, естественным образом происходят процессы, связанные с применением других инструментов — например, биткоин кто может запретить? Никто. А использование других электронных средств расчета — никто, потому что это новые технологии. И чего бы ни происходило с долларом, эти инструменты, так или иначе, будут развиваться, потому что все будут стремиться к тому, чтобы снижать издержки и повышать надежность, — неизбежный процесс. И доллар здесь совершенно ни при чем. Если будет дальнейшее продолжение, сокращение использования долларе в мире, причем их собственными руками, то, конечно, они будут подрывать основы своего экономического могущества — это совершенно очевидно, здесь я полностью с вами согласен. Наконец, мы никогда не отказывались от доллара — мы разве отказывались? Это нам отказали в его использовании. Ну отказали, как у нас говорят, — за что боролись, на то и напоролись: на проблемы самого доллара. Теперь, конечно, надо задуматься о том, что делать дальше. Это все происходит от самоуверенности, от чванства, в том числе в сфере экономики. Это недопустимо, нужно понимать процессы, которые в мире происходят, и, исходя из этого понимания, выстраивать свою политику, в том числе на международном уровне».
Сделал Путин и ряд других заявлений. Вот некоторые тезисы:
Государственные расходы в целом не раздуваются, идет работа над обеспечением их эффективности.
С 1 января в России заработает долевое страхование жизни граждан, совмещающее страхование и инвестирование. Будут и дополнительные льготы для розничных инвесторов.
Цифровой рубль будет использоваться в расчетах в рамках бюджета со следующего года.
Инфляция ложится грузом на наименее обеспеченных людей, у которых нет депозитов в банках, и это нужно учитывать.
За январь-октябрь ВВП России вырос на 4,1%. Инфляция находится на достаточно высоком уровне — 8,8% в годовом выражении.
— Прежде всего он говорил, конечно, об экономике и выглядел довольно уверенно, демонстрируя на цифрах, что те, кто пытались нанести России экономическое поражение, они просчитались, и этот план не удался. Что пытались добиться дефицита товаров на полках и так далее и тому подобное — это не удалось, то есть экономически Россия выстояла. И, в принципе, на этом фоне он говорил об экономике, как бы в стороне от проблем СВО и проблем Украины, единственное, сказал, что западные партнеры оказались ненадежными, но и в то же время допустил даже мысль, что западные компании могут вернуться, если, мол, захотят, то будем с ними работать, а мы никого не выгоняли. Даже отдельно удивился, что это Volkswagen ушел, который в Калуге имел сборочное производство. Если будет желание, то готовы сотрудничать, — такая речь, не самая агрессивная, скажем так, в устах российского президента в адрес Запада. Вообще, по поводу СВО и Украины было достаточно мало сказано, но единственно что, по поводу Трампа мне показались эти выражения достаточно уважительными, особенно по сравнению с нынешней администрацией — дескать, чего-то они наворотили без него за четыре года дров, но вот он придет и во всем разберется. В то же время никаких оценок каким-то мирным планам Путин не давал, карты не раскрывал, на что там Россия согласится, на что не согласится. И никаких категорических «нет» тоже не произносил.
— Много говорилось об экономике, и, видимо, были определенные ожидания на рынке, что что-то предложат, что-то интересное.
— Может быть, кто-то хотел услышать, что Путин одернет Центробанк и скажет, что давайте там, снижайте ключевую ставку, вливайте деньги в экономику. Но он высказался достаточно осторожно — все-таки при том при всем, что он признает, что ставка великовата, судя по его словам и интонациям, мне кажется, продолжает доверять Набиуллиной и отдает ей должное в том, что она делает, — можно критиковать ее концепцию, подходы, но у ее противников нет целостной концепции другой монетарной политики, чем у Центробанка. Они говорят просто: снижайте ставку и все. Но Путин, мне кажется, готов к тому, что она и повысится, то есть одергивать он пока не собирается.
Тормозной путь до цели по инфляции в России в 4% займет весь 2025 год и захватит 2026-й, заявила ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина на том же форуме ВТБ «Россия зовет!».
Она также допустила повышение ключевой ставки на ближайшем заседании. По оценке главы ЦБ, смягчение денежно-кредитной политики сейчас было бы воспринято как капитуляция перед инфляцией и подтолкнуло бы ее еще выше. Впрочем, нельзя ожидать, что инфляция «рассосется сама собой», заключила Набиуллина.