Кто спасет режим Башара Асада в Сирии? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
У России с Сирией вообще прочные связи с советских времен, однако Москва сейчас вряд ли сможет отвлечь значительные силы для поддержки Асада, поскольку они заняты на Украине, отмечает политолог
Россия продолжит поддержку Сирии, сейчас Москва анализирует происходящую ситуацию, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. 28 ноября вооруженные группировки сирийской оппозиции начали крупное наступление на правительственные войска в западных районах провинции Алеппо. 30 ноября Министерство обороны Сирии сообщило, что террористические группировки вошли в Алеппо.
Исламистские группировки ведут наступление на правительственные войска в провинции Алеппо и на других направлениях, расширяя зону контроля. Штурм Алеппо за три дня показал слабость режима Башара Асада, который держится на силовом ресурсе. Сказалось и ослабление в войне с Израилем поддерживающей Асада ливанской «Хезболлы», когда выяснилось, что расквартированные на севере сирийские армейские части без нее не способны удержать позиции. Хорошо, что и у исламистов ресурсов не хватает. На юге боеспособным частям их удалось остановить.
Основной силой стала «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ)* — группировка, отделившаяся ранее от «Аль-Каиды»*. Она действует в районе Алеппо и Хамы. Командующим там является Абу Мухаммад аль-Джулани. Ранее он возглавлял «Джебхат ан-Нусра»* (филиал «Аль-Каиды» в Сирии). Одновременно наступление ведет Сирийская национальная армия (СНА) — зонтичная организация сирийских повстанцев, финансируемая Турцией. Она в основном нацелена против курдских формирований к северу от Алеппо. Если ХТШ действуют отчасти независимо от Турции, то СНА полностью зависит от Анкары. В наступлении против Асада участвуют и другие исламистские бригады. Есть отдельная Туркестанская бригада, большинство ее членов — джихадисты из Центральной Азии, а также китайские уйгуры и арабские боевики с Ближнего Востока или Европы.
Возможно, события стали отчасти неожиданностью для Анкары, однако турецкому президенту Реджепу Эрдогану, считающему Асада своим врагом, ослабление режима будет на руку и позволит расширить влияние на севере Сирии. Желательно так и вовсе привести протурецкие силы к власти в Дамаске.
Для Ирана, поддерживающего Асада как силами спецподразделений Корпуса стражей Исламской революции, так и шиитской милицией и посредством проиранской «Хезболлы», падение режима Асада стало бы огромной проблемой. Прежде всего будет перекрыт канал поставок оружия из Ирана «Хезболле» в Ливане. Израиль уже дал понять, что этому тоже поспособствует. Турция, Иран и поддерживающая Асада Россия пытались сгладить свои противоречия, проводя переговоры о будущем Сирии в рамках так называемого Астанинского мирного процесса. Турция и Россия даже договорились о совместном патрулировании в зонах деконфликтности, но теперь турецкий Генштаб разорвал эти договоренности.
Иран, чье влияние в Сирии сильно выросло, уже успел заявить о поддержке режима Асада. Причем это сделал лично президент Масуд Пезешкиан в телефонном разговоре с сирийским лидером. Глава МИД Ирана Аббас Аракчи срочно отправился в Дамаск, а потом в Анкару для встречи с главой МИД Турции Хаканом Фиданом. Анкара настаивает на «диалоге между Дамаском и оппозицией», имея в виду прежде всего протурецкую Сирийскую национальную армию.
Для России падение режима Асада, ради поддержки которого она отправила туда свои Воздушно-космические силы и тогда еще ЧВК «Вагнер», будет означать, помимо удара по престижу, потерю военных баз, включая крупнейшие в Хмеймиме и Тартусе, играющие опорную роль как в Средиземноморье, так и для переброски средств для подразделений и ЧВК в Ливии и других странах Африки. У России с Сирией вообще прочные связи с советских времен. Однако Москва сейчас вряд ли сможет отвлечь значительные силы для поддержки Асада, поскольку они заняты на Украине.
Напрашиваются срочные переговоры с Турцией. Притом что сейчас позиции Анкары выглядят сильнее, чем в 2020 году, когда между Москвой и Анкарой было заключено последнее соглашение о деконфликтности. В конце года Украина перекроет российский газовый транзит в Европу через свою территорию в размере 15 млрд кубометров в год. После чего вариант турецкого газового хаба (в том числе для поставок российского газа в Европу) резко повышается в цене. Стоит напомнить и о санкциях США против Газпромбанка, через который шли платежи за поставку энергоносителей. Турция теоретически может предложить услуги своих банков для расчетов, но взамен потребовав серьезных уступок от Москвы. Насколько известно, она уже получает газ с отсрочкой платежей.
Многое будет зависеть от того, насколько Иран захочет вписаться в эту ситуацию. Ресурс для помощи Асаду у него есть. В случае падения светского режима в Сирии джихадистские группировки воспрянут по всему Ближнему Востоку, а сама Сирия погрузится в бесконечную череду военных и религиозных конфликтов.
Ближневосточные правительства, прохладно относящиеся к Асаду, хотя они и восстановили Сирию в Лиге арабских государств, тоже опасаются возможности появления в Дамаске радикального исламистского правительства и затем «эффекта домино» — распространения радикализма на их страны. Впрочем, и Эрдогану джихадисты в Дамаске тоже не нужны. Зато ему на руку то, что сейчас курдов теснят с территорий, которые они занимали в течение длительного времени.
Ну а пока разного толка джихадисты буду драться между собой, в том числе выдавливая шиитскую «Хезболлу» из Ливана, — а они уже выясняют отношения друг с другом в Алеппо, — им всем будет какое-то время не до Израиля. Но недолго.
* Организации признаны террористическими и запрещены в РФ