Бизнес в условиях изменений валютного рынка: «Будем изобретать новые продукты, уходя от нерентабельных, напряженный процесс»
Лента новостей
Business FM спросила у российских предпринимателей, как они планируют свое будущее в связи с текущей волатильностью валютного рынка, что предпринимают, помогает ли предыдущий опыт
Обновлено в 18:40
Оснований для паники нет — так Владимир Путин прокомментировал ситуацию с курсом валют. Президент отметил, что она находится под контролем. А падение рубля связано не только с инфляционными процессами, но еще и с платежами в бюджет, и ценами на нефть.
Рубль на межбанке немного приподнялся к доллару и евро. Американская валюта стоит теперь около 108 рублей, а европейская около 114. При том, что накануне обе валюты стоили примерно на 6 рублей дороже.
Директор по анализу финансовыхрынков и макроэкономики ИК Восточные ворота Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Я боюсь, что говорить о том, что рубль сейчас стабилизируется, несколько преждевременно. Дело в том, что, честно говоря, все еще непонятны последствия тех санкций, которые мы видели на прошлой неделе, а именно те проблемы, которые возникли с заводом в российский периметр долларов, которые мы получали за экспорт нефти. Соответственно, у нас сейчас ситуация невероятного дисбаланса. Очевидно, что импортерам по-прежнему нужна валюта, потому что они хотели бы успеть закупиться перед Новым годом, а вот экспортеры, несмотря на то, что у них доллары есть, расчёты, в общем-то, встали, потому что все возможные банки, которые участвовали в этих цепочках, собственно, с прошлой недели под OFAC-овскими санкциями. Соответственно, понятно, что тут ЦБ начал предпринимать некоторые экстренные действия, я не сомневаюсь, что и правительство подключилось, собственно, по непубличным каналам, но пока перекос в платежах не будет устранен, говорить о том, что мы стабилизировали ситуацию, крайне-крайне преждевременно. А поскольку мы с вами прекрасно понимаем, что обсуждение платежей за экспорт нефти — вопрос, мягко говоря, не публичный и крайне интимный, я боюсь, что мы сможем аргументированно судить обо всем этом только по факту. В любом случае, вот эта отметка в 110, она довольно странная, потому что очевидно, что она не может устроить правительство с точки зрения всего того, что говорили за последний год, и особенно оно не может устроить правительство, учитывая, что мы взяли курс на борьбу с инфляцией, но одновременно, если мы не починим способ получения долларов в России, 110 окажется, наоборот, недостаточной. Поэтому это временное затишье перед дальнейшими движениями. То есть нас довольно сильно будет колбасить в ближайшую неделю, а то и две, но если мы возьмем перспективу месяца или квартала, я не сомневаюсь, что курс удастся стабилизировать
На этой неделе валютный рынок лихорадит. За доллар накануне на Forex давали почти 115 рублей, за евро — 120, за юань — 15.
Business FM спросила у российских предпринимателей в связи с текущей волатильностью валютного рынка, как они планируют свое будущее, что предпринимают, помогает ли предыдущий опыт.
Генеральный директор Finn Flare Ксения Рясова
— У меня нет прогнозов, десятый кризис в моей жизни, каждый раз все по-разному, вполне возможно, сейчас ЦБ что-то предпримет для курса рубля, потому что когда и курс растет, и ставка — это смерть экономики. Когда растет курс, автоматически растут цены, тут другого варианта быть не может. Если ты купил за 10 долларов продукт и его не можешь продать за 9, или ты банкрот, а еще тебе надо, ты купил продукт за 10 долларов, добавить еще кредитную ставку, пусть даже на месяц, и ты еще должен положить одну копейку себе на расходы, хотя на самом деле не одна копейка, зарплаты очень высокие. При таком курсе инфляция неизбежно еще ускорится, поэтому, чего добивается ЦБ, непонятно, поэтому мы затаились в ожидании, мы ждем, что предпримет ЦБ.
— Какой курс вы учитываете при планировании, опираетесь ли вы на опыт предыдущих кризисов?
— В офисе у меня запланировали курс 100 рублей, а я им говорила 120, но они подумали, что я шучу. Наверно, сейчас будем переделывать все. Каждый раз кардинально новый, отличающийся кризис. Если бы все было одно и то же, это был бы не кризис, а домашнее задание надо выполнить. Я для себя выработала только одно: что ты идешь и каждый божий день делаешь то, что ты делать должен, не оглядываешься назад, постепенно как-то куда-то движешься в сторону светлого будущего.
Глава «НДВ Групп» Александр Хрусталев:
«Сейчас не надо никуда бежать, нужно подождать, пройдет небольшая буря. В моем понимании, доллар будет около 120 рублей, евро — 130. Мы давно уже перешли на рублевые расчеты, поэтому большинство населения это не затронет. Сейчас в период высокой ключевой ставки будет падать и кредитная активность, люди будут меньше брать ипотеку, кредиты, потребкредиты. Это будет замедлять экономику. Банки перестанут брать на большие ставки деньги у населения, потому что они будут не востребованы, а эти деньги должны работать. Я думаю, что будет период охлаждения миникризиса, который сейчас разрастается, он будет два-три месяца, дна мы достигнем в конце февраля-марта, будет перелом, и пойдет потихоньку в обратном направлении, в России все будет хорошо. Никуда не надо сейчас бежать. Тот, кто занимается бизнесом, [нужно] защищать свои бизнесы, минимально тратя их на неважные вопросы, например, можно урезать канцтовары, количество избыточного персонала, пересмотреть корпоративные расходы. Нельзя во всем ужиматься, не надо бояться больших расходов, надо бояться маленьких приходов. Тем не менее сейчас приходы будут маленькие, надо жить в условиях не одного дня, а понимать, что нужно в этом периоде турбулентности пройти хотя бы как минимум три-шесть месяцев».
Владелец и гендиректор кондитерской фабрики «Господарь» Сергей Сурмач:
— Мы ожидаем рост цен, буквально на все, рост идет по всем направлениям, поэтому мы вынуждены увеличивать стоимость готовой продукции, рост цен на полках неизбежен.
— Какой курс вы учитываете при планировании?
— Мы к курсу не привязаны, мы отслеживаем рост нашего сырья, а он не всегда напрямую к курсу привязан, то есть что-то пытаются завезти из Китая. Курс рубль-юань имеет значение, что привезут параллельным импортом из стран Африки, Латинской Америки, там своя идет привязка. Мы анализируем в режиме каждого дня, какой-то кондитерский продукт может состоять из 30-50 ингредиентов, что-то привязано напрямую, что-то нет, поэтому для нас это значения не имеет прямого, не все ингредиенты зависят от доллара. Мы работаем с конца 90-х, поэтому проходили подобные ситуации, маржа снижается, мы ищем новые каналы и рынки сбыта, собираемся развиваться дальше. Тяжелее становится на низкой марже, будем изобретать новые продукты, уходя от нерентабельных, заменяя их, идет напряженный процесс.
Из-за падения рубля и роста доллара и евро зарубежные и российские компании стали уведомлять ретейлеров и дистрибьюторов о повышении отпускных цен на бытовую технику и электронику в декабре-январе.