Роспотребнадзор проверяет магазины Москвы на рыбные консервы с личинками
Лента новостей
Речь идет об измельченной печени минтая под названием «Рыбные консервы стерилизованные». Роспотребнадзор провел исследования представленной заявителем банки консервов, в них не обнаружили личинок паразитов в живом виде, но нашли «нежизнеспособные личинки», которые эксперты считают неопасными
Роспотребнадзор проверяет столичные магазины на наличие рыбных консервов с личинками. Речь идет об измельченной печени минтая под названием «Рыбные консервы стерилизованные». На них указаны три производителя: «Дефриз» из Владивостока и заводы «Прибой» и «Мурман-рыба» из Владимирской области.
В Роспотребнадзор и Генпрокуратуру пожаловался глава некой организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. По его словам, консервы продавались в торговых сетях «Пятерочка» и «Дикси» в Москве. Он попросил изъять продукцию из оборота.
Роспотребнадзор 11 ноября провел исследования представленной банки консервов, в них не обнаружили личинок паразитов в живом виде, но нашли «нежизнеспособные личинки», которые эксперты считают неопасными. Управление по Москве пока не выявило продукцию ни в «Пятерочке», ни в «Дикси» и запросило дополнительную информацию у ретейлеров.
Таким образом, информация Олега Павлова пока не подтверждается, о чем Business FM спросила его самого:
Олег Павлов глава «Общественной потребительской инициативы» «Получили обращение от потребителя, что он обнаружил в банке признаки личинок. После этого мы организовали приобретение аналогичных образцов в различных магазинах и убедились, что, действительно, имеют место личинки, причем видимые глазу, достаточно крупные, что является недопустимым и с точки зрения законодательства, и с точки зрения потребительского опыта. Конечно, такой продукт никто в пищу употреблять не будет, ведь, по сути, это выброшенные деньги. И мы дополнительно обратились в профильную лабораторию, которая провела исследования и подтвердила, что живых личинок там нет, но есть видимые глазу личинки, которые свидетельствуют о нарушении требований к качеству безопасности данной продукции. По результатам на основании всех этих материалов было направлено обращение в Роспотребнадзор и прокуратуру с просьбой принять к нарушителям соответствующие меры вплоть до привлечения к ответственности и изъятии продукции из оборота. У нас было два обращения — из Москвы и Петербурга, мы проверили, что, действительно, в продаже нам удалось найти эту продукцию. Надо отдать должное розничным сетям, они достаточно быстро отреагировали на ситуацию, и там, где у них в продаже оставалась эта продукция, они сами в инициативном порядке, не дожидаясь административных мероприятий, начали изымать ее из оборота».
Сами производители, указанные на консервах, ответили «Известиям». Компания «Дефриз» заявила, что не выпускает консервы с прошлого года, в «Прибое» сказали, что, исходя из лабораторных исследований, невозможно понять, о продукции какого изготовителя идет речь, заверив, что товары компании соответствуют всем требованиям техрегламента. А на заводе «Мурман-рыба» сказали, что указанные банки не их продукция, так как маркировка не совпадает.
Business FM поговорила с компаниями из отрасли о том, к каким рискам могут привести такие жалобы на товар. Комментирует управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов:
— Технологичекси, с точки зрения требований техрегламента, который сейчас действует на территории РФ и Таможенного союза, все абсолютно законно. Более того, с такой точки зрения потребителя, это никакой опасности, никаких проблем не вызывает. Но, учитывая, что это все раздувается в таком извращенном виде, я иначе не могу расценить, как просто заказ с чьей-то стороны по дискредитации и рыбной консервации, и непосредственно этого производителя. Это абсолютно, с точки зрения профессионалов, рядовое явление. К сожалению, потребители у нас воспринимают это явление ужасно, но это потребители в силу своего непрофессионального подхода к этому вопросу, для профессионалов все очевидно. Для профессионала должно быть намного большей проблемой колоссальная проблема с подменой сырья в конечной продукции, когда дешевую продукцию выдают за дорогую, вот эта проблема занимает 83%. Испокон веков существует, когда потребитель неадекватно реагирует на подобные вещи. Да никто не проводит экспертизу по этим основаниям, это для любого специалиста, кто в этом понимает, очевидно.
— Получается, компании никак не защищены в этом плане?
— В данном случае, безусловно, черный пиар никто не отменял в отношении конкретно этой компании. Я так понимаю, они попали в очень тяжелую ситуацию. Насколько я понимаю, они уже бросили заниматься пищевой продукцией, поменяли свой профиль, поэтому для них это некритично.
Тем не менее в такой ситуации есть вопросы и к магазинам, которые продают такой некачественный товар, отмечает председатель Рыбного союза Александр Панин:
Александр Панин председатель Рыбного союза «Случай уникальный, получается, три производителя, но при этом, насколько я читал информацию в СМИ, один производитель вообще уже закрылся и не производит продукцию, то есть удивительно, каким образом продукция вообще могла попасть на полки «Дикси» и «Пятерочки» в данном случае, это конкретная или фальсификация, или контрафакт. То есть предприятие эту продукцию не производит, а продукция под его именем попадает на полки магазинов. Тут вопросы скорее к ретейлу, каким образом они закупают продукцию, как они проверяют своих поставщиков, если такая продукция попадает на полки. В двух других случаях точно так же производители продукцию эту производят, но они говорят о том, что это не их продукция, то есть маркировка отличается от той маркировки, которую наносит производитель. Федеральный ретейл, гоняясь за самой низкой ценой на рынке, выбирает поставщика не по принципу его надежности, а по принципу самой низкой цены. Поэтому зачастую добросовестные производители не могут попасть на полку федерального ретейла, выпуская качественный и добросовестный продукт, поскольку на рынке есть всякого рода шаромыжники, которые действительно в банку кладут что попало, не проходят никакого контроля качества, непонятно, где они вообще это производят, но тем не менее они имеют возможность за счет этого некачественного продукта предлагать более конкурентную цену, и они попадают на полку федерального ретейла. Этот продукт абсолютно точно безопасен для потребителя, потому что в замороженных либо проваренных в процессе стерилизации консервах (процесс стерилизации — это варка свыше 100 градусов Цельсия под давлением) все паразиты погибают, это естественный белок, ничего другого, то есть заразиться, заболеть невозможно. С точки зрения органолептических, конечно, качеств, это не самая классная ситуация, поэтому добросовестные производители до этапа закладывания сырья в банку или в миксер проверяют сырье, стараются максимально очистить его от паразитов, есть для этого технические средства, но здесь потребители вправе жаловаться, и проверяющие органы должны провести должную проверку».
Требование техрегламента при обработке продукции распространяется как на живых, так и на мертвых паразитов, которые имеют внешний вид, цвет и размер, позволяющие визуально отличить их от мышечной ткани рыбы.
Нарушение запрета влечет предусмотренную административную ответственность и является основанием для компенсации морального вреда потребителям. Согласно этому, за нарушение техрегламента физлицам грозит штраф до 20 тысяч, а юрлицам — до 300 тысяч рублей.