Детей мигрантов при поступлении в школу обяжут проходить тест на знание русского
Лента новостей
Опрошенные Business FM преподаватели и сами мигранты считают, что знание русского языка для школьников-иностранцев должно быть обязательным, чтобы они без проблем вливались в школьную жизнь и получали образование такого же качества, как и носители русского языка
Не знаешь русский — не примем в школу. При зачислении детей мигрантов будет проверяться законность пребывания семьи на территории России, а ребенок должен будет пройти тест на знание русского языка. Такое предложение направят на рассмотрение правительства, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Что об этой инициативе думают директора школ и сами мигранты?
Этот вопрос поднимается не в первый раз. Необходимость в урегулировании объясняется тем, что дети мигрантов, не зная языка, не понимают школьную программу, а учитель вынужден замедлять учебный процесс, что тянет вниз общую успеваемость и качество обучения.
Ранее были призывы обучать детей, не знающих русский, в специализированных центрах. Только вот таких нет. Предлагали ограничить число детей иностранцев в классе или группе детсада до трех. Сформировать отдельный класс не вариант: нужны специалисты, которые могут преподавать русский как иностранный, а такие в школы не приходят.
Сейчас говорят об обязательном тесте на знание русского. Без подтверждения его сдачи зачислять в общеобразовательные организации будет запрещено. Кто и как будет проводить тестирование, не уточняется, как и другие нюансы.
Мнения директоров и учителей школ, опрошенных Business FM, разделились. Одни считают, что эта инициатива действительно поможет. Но при условии, что будут созданы дополнительные учреждения, где детей мигрантов будут обучать русскому. Другие же говорят, что проблема сильно преувеличена. Вопрос по большей части к образованию учителей, которых не научили в пединституте ряду методик. К тому же дети быстро адаптируются к новой языковой среде.
Уроженец Киргизии Ильяз — гражданин России с 2011 года, у него четверо детей. Все они родились и ходили в детсад здесь. Старшего из-за проблем с регистрацией семья отдала туда поздно — в пять лет. Сад, по мнению Ильяза, очень многое решает:
— Дома я стараюсь, все время старался на русском с ними общаться, чтобы им не тяжело было, когда пойдут в школу.
— А были ли рекомендации нанять репетитора?
— Они предлагали один раз. Я тоже хотел, чтобы дополнительно они ходили. И вот мы отдавали в государственную в Подмосковье. Помогло.
— Оценка по русскому языку, как успеваемость менялась?
— У него сейчас четверка. В первом классе ему тяжеловато было, говорят учителя, что надо делать, мы то и старались делать. Я книги покупал ему, он дома самостоятельно читал.
— Были проблемы в других дисциплинах?
— Бывает иногда, я ему изначально сказал: если не понимаешь, то ты всегда можешь обращаться, спросить. Я объясняю, если знаю. Если не знаю, конечно, по интернету смотрю.
Уроженец Узбекистана Шухрат — тоже гражданин России. Для его сына русский язык — родной, он ходил здесь и в сад, и в школу. Без дошкольного образования ему было бы очень тяжело, считает Шухрат. Сам он жил в русскоязычном поселке Узбекистана и ходил в такие же сад и школу, за что его высмеивали знакомые. Теперь все иначе:
— Когда я ходил три километра от школы до поселка, они когда-то смеялись, а вот сейчас они понимают, начали приезжать на заработки. Вот даже мои однокурсники, одноклассники, друзья, знакомые, им даже трудно, понимают через одно слово. Дети 2000, 2001 годов рождения, им вообще трудно: «здравствуйте, до свидания» — и дальше не могут шагнуть. Про литературу, про историю вообще не говорю. От родителей все зависит.
— По вашим наблюдениям, как много детей среди мигрантов неофициально находятся на территории страны?
— Наверное, много. Вот этот закон, если выйдет, наверное, лучше будет для всех. Из-за родителей дети страдают, там невозможно оставить, сюда привезли, квартиру снимают: удобство, тепло, а вот образование... Что будет в дальнейшей их судьбе?
Сейчас в некоторых районах Москвы появились частные детские сады для детей мигрантов. Возможно, через какое-то время появятся и школы. Только вряд ли это поможет — адаптироваться впоследствии им будет трудно.