Отели Москвы достигли предела: вопрос, который может стать утверждением
Лента новостей
По оценкам аналитиков, результаты первых девяти месяцев 2024 года и петербургские, и тем более московские отели могут считать для себя отличными. Но итоги третьего квартала уже заставляют задуматься: что дальше?
Компания Commonwealth Partnership (CMWP), опираясь на данные Hotel Advisors, проанализировала рынок гостиничной недвижимости Москвы* за третий квартал 2024 года. Краткие выводы: номерной фонд современного стандарта к концу сентября составил 21,6 тысячи единиц, при этом ни одного нового отеля, который относился бы к данному стандарту, за третий квартал открыто не было. Более того, ввод в эксплуатацию обоих строящихся проектов (а это Cosmos Selection Novy Arbat и отель на Зубовской площади, ранее заявлявшийся как MGallery) переносится на первую половину 2025 года. Таким образом, в 2024 году чистый прирост качественного гостиничного предложения Москвы может составить лишь 2,4% (515 номеров).
Важно, что по итогам девяти месяцев года все ключевые операционные показатели отелей превысили аналогичные прошлогодние: загрузка выросла на 4,3 процентного пункта (до 76,9%), средняя цена на номер — на 37,6% (до 11 174 рублей), доходность на номер — на 45,8% (до 8 588 рублей). Энергичный рост тарифов на размещение уже тормозит темпы прироста загрузки, особенно в экономсегменте, а также в сегменте «выше среднего». В частности, в сентябре среднемесячная загрузка упала до 77,3%, говорят эксперты CMWP. (Для сравнения, этот показатель находился на уровне 81,8% в 2023 году и 87,7% в «эталонном» 2019 году).
«Результаты работы рынка качественных отелей Москвы за девять месяцев можно считать отличными, а средний уровень загрузки для рынка в целом превысил показатель за аналогичный период 2023 года (76,9% в 2024 году vs 72,5% в 2023 году). Однако данные третьего квартала и особенно сентября заставляют задуматься о том, не достигнут ли предел роста и не может ли довольно энергичное увеличение тарифов во всех ценовых сегментах без исключения (с учетом дефицита нового предложения) вытеснять менее платежеспособный спрос из гостиничного в другие сегменты», — задается вопросом партнер CMWP (департамент гостиничного бизнеса и туризма) Марина Усенко.
Свою отельную аналитику обнародовала и компания IBC Real Estate*, также взявшая за основу операционную статистику Hotel Advisors. Итоговые заключения: за девять месяцев заполняемость московских отелей составила 76% (для сравнения, в Санкт-Петербурге этот показатель остановился на отметке 65%), прирост загрузки гостиниц в обоих городах составил 5 процентных пунктов год к году. «Причиной роста операционных показателей является высокий уровень востребованности двух столиц среди как локальных, так и иностранных туристов. Несмотря на перераспределение турпотока по стране и активное развитие новых туристических направлений, Москва и Санкт-Петербург остаются популярными: с января по август их посетили, соответственно, 14,1 млн и 8,9 млн туристов, что превышает показатели прошлого года на 12% и 31%», — подчеркивают эксперты IBC Real Estate.
По их оценкам, темпы роста средней цены на номер в Москве значительно выше, чем в Петербурге. Однако стоит учитывать, что стоимость проживания в гостиницах Cеверной столицы в ряде ценовых сегментов значительно превосходит среднюю цену в московских отелях, за счет чего петербургский рост стоимости на номер идет более медленно. В столичной гостинице верхнего предела высокого ценового сегмента средняя стоимость проживания достигла 14,2 тысячи рублей, продемонстрировав самый стремительный рост по сравнению с объектами других ценовых сегментов (37% год к году). В Санкт-Петербурге сильнее всего подорожало проживание в отелях средней ценовой категории, где средняя цена на номер составила 5,4 тысячи рублей (+22% год к году).
Повышение цены проживания позволяет отельерам увеличивать доходность в условиях растущих затрат на содержание гостиничных объектов. Как подчеркивает генеральный директор компании IBC Real Estate Алексей Ефимов, в Москве рекордсменом по росту доходности на номер стал люксовый сегмент — индикатор достиг 19,6 тысячи рублей, продемонстрировав увеличение на 73% год к году. В Санкт-Петербурге наиболее стремительными темпами наращивают выручку отельеры в верхнем пределе среднеценового сегмента: результат за январь-сентябрь составил 3,2 тысячи рублей (+23% год к году).
* Есть в распоряжении Business FM