Фотография на память: архивные снимки позволяют проследить эволюцию города и понять дух места
Лента новостей
Здание Центрального телеграфа на Тверской улице в Москве, утраченный павильон Курзал в санатории «Сестрорецкий курорт» под Петербургом, дом городского головы Симанова в Екатеринбурге — сохранившиеся фото, рисунки и описания позволят воссоздать первоначальный облик этих и многих других объектов с историей
Отправной точкой для этого материала стала состоявшаяся недавно презентация новой монографии «Страна Наума Грановского»* — классика советской фотографии, которого называли московским летописцем и главным архитектурным фотографом СССР. Галерея Люмьер уже более 20 лет работает с архивами фонда Грановского, нынешняя монография, издание которой поддержала девелоперская компания Vos’hod, продолжает серию выпущенных о фотографе книг и впервые содержит не только черно-белые, но и уникальные цветные снимки.
«Страна Наума Грановского» стала путеводителем по городам, где жили наши родители, бабушки и дедушки, энциклопедией, рассказывающей о прошлом, которое каждый считывает по-своему и к которому мы не можем оставаться безразличными», — говорит основатель и главный куратор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская. А еще подобные архивные фотографии могут оказаться практически полезными при реставрации и воссоздании исторических зданий, особенно объектов культурного наследия (ОКН). Насколько важны их сохранившиеся снимки и рисунки или хотя бы описания для девелоперов и реставраторов? И что делать, если ничего или почти ничего не осталось?
Как напомнил в беседе с BFM.ru заместитель руководителя службы главного эксперта проекта по объектам гражданского назначения Главгосэкспертизы России Дмитрий Абдуллаев, задача ведомства — проводить экспертизу проектной документации объектов культурного наследия федерального значения, а также оценку соответствия проектной документации требованиям охраны объектов культурного наследия. Она проводится и предусмотрена законодательством Российской Федерации.
«В состав проектной документации в определенных случаях входит раздел по обеспечению сохранения объекта культурного наследия — именно его рассматривают наши эксперты. Наличие в проектных решениях фотофиксации существующих элементов фасадов, интерьеров, конструкций помогает сделать вывод о возможности приспособления ОКН к современному использованию. Кроме того, эти материалы дают дополнительные сведения для оценки объемов выполняемых работ, которые учитываются в сметной стоимости объекта», — поясняет эксперт.
Дмитрий Абдуллаев заместитель руководителя службы главного эксперта проекта по объектам гражданского назначения Главгосэкспертизы России «Работа с иконографическим материалом — одна из основных составляющих при подготовке проекта реставрации. Для воссоздания облика архитектор в первую очередь работает с объектом. Выполняются натурные исследования, обмерные работы и раскрытия на участках, где проводились ремонтные работы, которые могли повлиять на общий архитектурный облик здания. Архивные фотографии, различные гравюры и другие графические материалы, собранные искусствоведом при проведении историко-культурных исследований, могут помочь ответить на вопрос о первоначальном архитектурном облике здания или уточнить периодизацию. А также, что важно для обоснования проектных решений, проследить развитие памятника».
«Для нас как для девелоперской компании, которая занимается сохранением культурного наследия в целом и памятников архитектуры в частности, очень важно восстанавливать аутентичность городской среды во всех возможных деталях. Архивная фотография в этом кропотливом деле помогает найти утраченные со временем фрагменты, которые ранее были примечательной частью здания или атмосферными декоративными элементами с важной эстетической функцией. Фотографическое наследие помогает проследить эволюцию города и лучше понять дух места, чтобы создать по-настоящему привлекательные городские пространства с уважением к их прошлому», — продолжает управляющий партнер компании Vos’hod Марина Руднева.
Марина Руднева управляющий партнер компании Vos’hod «Например, знаменитое здание Центрального телеграфа, украшающее Тверскую улицу в Москве, не раз попадало в объективы фотографов, в том числе и в объектив Наума Грановского. На таких кадрах запечатлен не только дух эпохи, но и важные особенности декоративного убранства здания. При разработке концепции ревитализации Центрального телеграфа специалисты нашей компании вместе с бюро Дэвида Чипперфильда тщательно изучили архивы, чтобы досконально восстановить историю здания и по крупицам собрать все недостающие фрагменты знания о нем. И ретрофотографии стали в этом большим подспорьем. Так, благодаря архивным кадрам 1970-х годов на фасаде над главным входом были обнаружены металлические надписи — «Радио», «Телефон», «Почта», «Телеграф», а также круглые механические часы, место которых позднее заняли электронные. Проанализировав фотодокументы и приняв во внимание ту стратегическую роль, которую за столетнюю историю играло для страны здание Центрального телеграфа, мы приняли решение восстановить утерянные элементы декора и вернуть фасаду башни и парадному крыльцу аутентичный вид. Мы восстановим металлические буквы, они займут свое историческое место в простенках под глобусом и будут выполнены в единой стилистике с надписью «Телеграф», которая размещается на фасаде со стороны Тверской улицы. Обнаруженные на снимках механические часы, к сожалению, не сохранились — их место займет точная копия».
Своим опытом делится и «Группа ЛСР», которая в 2021 году приобрела санаторий «Сестрорецкий курорт» — первую бальнеологическую здравницу на северо-западе, существующую с конца XIX века. «В рамках реконструкции санатория было принято решение воссоздать на его территории историческое здание, которое было утрачено во время Второй мировой войны — Курзал», — рассказывает директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям «Группы ЛСР» Александр Зильберт.
Александр Зильберт директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям «Группы ЛСР» «Это место долгое время было центром притяжения известных писателей, поэтов и музыкантов: во времена царской России здесь устраивали званые ужины и давали концерты, в советское время читали лекции и стихи, а мы уверены в том, что и сейчас Курзал может стать весьма востребованной культурной площадкой. Общая площадь застройки Курзала — пять тысяч квадратных метров, включая террасу площадью 2,6 тысячи квадратов. Сейчас строительно-монтажные работы завершены примерно на 40% — построены два этажа, уже видны очертания будущей сцены. И это притом, что от старого здания остались буквально две ступени, и его пришлось возводить с нуля. Несмотря на то, что этим проектом занимаются архитекторы с огромным опытом реставрации, даже для них он оказался невероятно амбициозным. Пара публикаций в журнале «Зодчий» 1900 года, снимки, сделанные гостями Курзала, большая часть которых не самого хорошего качества, книги того времени и записи посетителей с редкими описаниями — все, чем руководствовались специалисты, моделируя объект. Габариты элементов высчитывали, исходя из роста людей и размеров проемов, запечатленных на фотографиях, а также по чертежам из журнальных заметок, где все измерялось в аршинах и саженях. Если посмотреть на рендеры, новый Курзал — один в один как на старых фотографиях. Но строительные материалы и оснащение здания будут современными — этого требуют нынешние правила безопасности, противопожарные меры, необходимость приспособления учреждения для маломобильных граждан и, в конце концов, капризная погода на побережье Финского залива. Надо помнить, что исконное здание Курзала было деревянным (каменным — лишь цокольный этаж, где находились погреба и кладовые). И это сыграло в итоге не в его пользу: в 1942 году постройка сгорела при попадании финских снарядов. Понятно, что сейчас в таком объекте ни несущий каркас, ни ограждающие конструкции по правилам не могут быть горючими. Деревянные материалы на берегу залива — в принципе не очень классная идея, ибо они разрушаются из-за погоды, плюс песок работает как абразив. Из-за современных норм безопасности концертный зал, вмещавший когда-то около 1500 человек, теперь рассчитан на в три раза меньшее число зрителей. Все потому, что сейчас нельзя просто поставить в зале такое количество стульев — они должны быть соответствующим образом закреплены. Поэтому специально для нашего проекта разработана модель венских стульев, которые можно и прикреплять к полу, и легко демонтировать при необходимости».
Екатеринбургский холдинг «Деловой дом на Архиерейской» работает исключительно с объектами культурного наследия. С 2005 года компания восстановила такие важные для сохранения исторического облика города объекты, как здание епархии на улице Чапаева и дом Флоринского на улице Сакко и Ванцетти. Сейчас в активной стадии реконструкции находится дом городского головы Симанова, разрабатывается проект реконструкции ансамбля зданий на Базарной площади в Тобольске.
«Осенью текущего года был открыт после реконструкции объект культурного наследия — усадьба Федора Андреевича Переяславцева («Усадьба Переяславцева») в Екатеринбурге. Работы (без учета государственной историко-культурной экспертизы) заняли три года. И, в частности, по историческим материалам были восстановлены отдельные декоративные элементы, внутренняя отделка помещений, сочетающая эстетические характеристики и износостойкость. Особое внимание уделили воссозданию декоративного убранства главного восточного фасада, сочетающего стили барокко и классицизма, а также реставрации парадного декора внутренних залов второго этажа и главной лестницы», — рассказывают в холдинге.
Одним словом, по оценкам руководителя проектов реставрации ОКН холдинга «Деловой дом на Архиерейской» Юлии Крапивиной, любая информация, помогающая точно воссоздать вид здания или любого из его элементов, имеет принципиальное значение. По сути, это как собирать мозаику: чем больше фрагментов доступно, тем быстрее сложится представление об общей картинке.
Юлия Крапивина руководитель проектов реставрации ОКН холдинга «Деловой дом на Архиерейской» «Объекты культурного наследия воссоздаются по графическим реконструкциям на определенный период, который обосновывает автор проекта, исходя из комплексных научных исследований. Так, например, мы восстанавливали исторически целостный облик дома городского головы Ильи Симанова. Это здание было и домом, где жил мэр, и официальной мэрией в конце XIX века. Фасад, выходящий на центральную улицу, обладал очень нарядным декором, включая редкие для уральской классической архитектуры фигурки «путти» (фигурки детей-ангелов, которые использовались в оформлении декора со времен Древнего Рима). При разработке технического задания на реконструкцию мы обратились к архивным фотографиям, изучили, как здание выглядело в разные эпохи, и со стопроцентной точностью воссоздали по фотографиям и чертежам облик здания со всеми деталями. Если же речь идет не об объекте культурного наследия, а просто о строении «в возрасте», тут скорее вопрос к уровню ответственности самого реставратора. На наш взгляд, работая над восстановлением здания, имеющего определенную архитектурную или историческую ценность, важно максимально ответственно относиться к воссозданию первоначальной идеи автора, стремиться сохранить эту ценность. При отсутствии каких-либо материалов, дающих представление о первоначальном облике объекта реконструкции, допустимо рассматривать объекты-аналоги — их перечень определяется научным руководителем проекта. Сама ценность в работе по воссозданию ОКН заключается в том, чтобы максимально приблизиться к первоначальному облику здания, воссоздать объект, а не перепридумать».
По мнению эксперта, в этом случае доверять возможностям искусственного интеллекта особо не стоит. «Нынешний этап развития ИИ допускает его использование при выполнении отдельных рабочих операций и под пристальным контролем экспертов-реставраторов, историков, архитекторов. А вот создание федеральной архивной базы по объектам культурного наследия может принести большую практическую пользу», — уверена Юлия Крапивина.
А что думают по этому поводу архитекторы? По уже сложившейся традиции, им слово во второй части материала. Продолжим.
*Есть в распоряжении BFM.ru