Китай начал военные учения, которые имитируют блокаду Тайваня
Лента новостей
Военные отрабатывают возможности нанесения «высокоточных ударов по ключевым целям», а также «возможность блокады ключевых портов и районов». Как отреагируют Тайвань и союзники?
Обновлено в 12:45
Китай начал масштабные военные учения рядом с Тайванем, полностью окружив остров. Они получили название «Совместный меч — 2024В», в них принимают участие китайский флот, ВВС, ракетные войска и другие.
Как заявили в Народно-освободительной армии Китая, военные отрабатывают возможности нанесения «высокоточных ударов по ключевым целям», а также «возможность блокады ключевых портов и районов».
Тайвань назвал действия Пекина провокацией. Власти острова созвали экстренное совещание по вопросам нацбезопасности, заявив, что администрация будет готова принять меры, если учения как-то повлияют на экономику и общество Тайваня.
При этом учения не стали неожиданностью, заявил политолог, внештатный сотрудник Глобального китайского центра Атлантического совета Вен-Ти Сонг в эфире Al Jazeera:
«Еще в мае, когда в Тайване выбрали нового премьера, Китай начал масштабные военные учения «Совместный меч». Теперь говорят, что это был этап А, сейчас стартовал второй этап — В, возможно, будет еще этап С. Подготовка к сегодняшнему этапу шла почти пять месяцев — с мая по октябрь. Я почти уверен, что во время летнего визита советника президента США по нацбезопасности Салливана в Пекин эти учения обсуждались. Так что, скорее всего, Тайвань был в курсе и хорошо подготовился. Премьер Тайваня Чжо Жунтай три дня назад публично заявлял о возможных учениях. Может ли это быть ответом Пекина на избрание нового правительства в Тайбэе? Думаю, да. Но Тайваню придется отказаться от ответных мер. Когда ты маленький Тайвань, ты, с одной стороны, не хочешь, чтобы тебя посчитали слабым, а с другой — не должен отвечать слишком жестко, чтобы партнеры не перепутали, кто здесь провокатор. Скорее всего, Тайбэй осудит действия Пекина и призовет своих партнеров — США, Японию и других — поступить так же».
Тайвань 10 октября отпраздновал День независимости, и недавно избранный президент республики Лай Циндэ произнес речь, которая не понравилась властям материкового Китая, поскольку в ней подчеркивалось, что Пекин должен признать независимость Тайбэя. Комментирует директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин:
Василий Кашин директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ «Он был известен как крайне радикальный сторонник движения Тайваня к независимости, который далеко превосходил по степени радикализма свою предшественницу Цай Инвэнь, которую на материке тоже не любили. Когда его избрали, он немножко умерил накал своих высказываний, но китайская линия поведения в отношении этого лидера состоит в том, что практически каждый раз, когда он хоть как-то проявляет свою позицию по вопросу статуса, они предпринимают очень мощные демонстративные военные шаги, чтобы подчеркнуть, что у нас есть красная линия, которую мы будем защищать. В практике президентов Тайваня речи в честь Дня независимости — это очень важные ежегодные выступления, в которых делаются высказывания о всех основных текущих задачах, стоящих перед Тайванем. И вот он произнес эту речь, там были определенные аспекты, которые китайцев встревожили, хотя, если мы посмотрим западные комментарии, там, наоборот, скорее говорится, что он вроде бы старался не провоцировать. И китайцы решили еще раз ему показать, что будь аккуратен, ходи осторожно. В то же время важно помнить, что война за Тайвань — это совершенно реальная возможность, а такие учения готовят почву для возможной военной операции в отношении Тайваня. Они притупляют бдительность, ведут к утомлению, износу, истощению тайваньских вооруженных сил, которые вынуждены на них реагировать. К ним привыкает и международное сообщество, и население, и в один прекрасный день такие учения могут перерасти в реальную военную операцию по возвращению Тайваня».
В конце сентября Джо Байден поручил выделить 567 млн долларов на поставки вооружений и оказание другой военной помощи Тайваню. Это почти в два раза больше, чем годом ранее. В июне Штаты одобрили возможную продажу государству БПЛА на 360 млн долларов.