NYT: ХАМАС хотело напасть на Израиль совместно с Ираном и «Хезболлой»
Лента новостей
Американское издание ссылается на протоколы совещаний лидеров ХАМАС за последние два года. Наблюдатели и эксперты считают, что появление подобной публикации сейчас направлено на то, чтобы оправдать военные действия Израиля в Ливане и его возможную конфронтацию с Ираном. В самом Израиле эту информацию сейчас считают несущественной
Руководство ХАМАС изначально пыталось убедить «Хезболлу» и Иран присоединиться к атаке на Израиль 7 октября 2023 года, пишет The New York Times со ссылкой на протоколы совещаний политических и военных лидеров ХАМАС за последние два года.
Из документов следует, что атака под кодовым названием «Большой проект» должна была состояться осенью 2022 года. Чтобы убедить «Хезболлу» присоединиться к ней, ХАМАС указало на «внутреннюю ситуацию» в Израиле. Скорее всего, речь шла о массовых беспорядках из-за судебной реформы, объясняет NYT.
В июле прошлого года высокопоставленный иранский командир заявил представителю ХАМАС, что Иран и «Хезболла» в целом поддерживают план группировки, но им нужно больше времени для подготовки, пишет американская газета.
Для чего сейчас появилась эта публикация в NYT, объяснила политолог, востоковед Елена Супонина:
Елена Супонина политолог, востоковед «Эти предположения, на мой взгляд, носят характер специальной информационной операции. То есть в материалах, которые сейчас публикуют американцы и израильтяне, наблюдается смесь правды, полуправды и лжи. Очевидно, что палестинская группировка ХАМАС готовилась к атакам 7 октября 2023 года загодя, — это правда. Явно, что они обманули израильские спецслужбы, которые не были готовы к этим атакам, и уже есть достоверная информация о том, как палестинцы это делали: посылали сигналы о том, что готовятся к переговорам, что устали от конфронтации, что думают только об экономике, о деньгах и так далее, — это тоже правда. Но в отношении контактов с иранцами, с ливанской «Хезболлой» по поводу операции, вот здесь, по моему убеждению, уже ложь хотя бы по одной простой причине. Если бы операция так широко обсуждалась, даже намеками и полунамеками, то израильтяне бы о ней знали. Степень проникновения израильских спецслужб в ливанские радикальные организации, в иранские различные системные структуры, как теперь выясняется, была достаточно велика. Поэтому-то ХАМАС и готовило операцию в обстановке строгой секретности. О ней все-таки знал очень узкий круг лиц конкретно в Палестине, и иранцы, на мой взгляд, не лгут, когда говорят, что сами были застигнуты врасплох этой операцией. Но для чего сейчас израильтяне, а вместе с ними американцы пытаются привязать к этому делу уже постфактум ливанскую «Хезболлу» и Иран? Для того, чтобы оправдать действия Израиля в Ливане, и для того, чтобы оправдать возможные будущие действия Израиля против Ирана».
Для общества в Израиле опубликованная в The New York Times информация не новость, к тому же ориентирована эта статья скорее на американский электорат Демократической партии перед президентскими выборами, чем на израильтян, считает журналист «9 канала» в Израиле Андрей Харазов:
— У нас сейчас дела посерьезнее, чем думать о том, что и как пытался ХАМАС сделать в преддверии нападения, поскольку он уже напал, уже война идет год, уже ХАМАС мы почти доразгромили в Газе, уже наша армия зачищает приграничную зону в Ливане. Конечно, есть у нас опасения сильные со стороны Ирана по поводу его ракетных ударов и так далее, но это как бы не война открытая, это не то, что могло быть действительно 7 октября, если бы они все вместе на нас обрушились. Они хотели попробовать, посмотреть, что у Израиля есть, чем он будет отвечать, а не как ХАМАС, бросаться с головой в этот омут. Они, соответственно, и не бросились, и, посмотрев, они увидели, что, может быть, в него действительно бросаться в свое время-таки и не стоило, потому что все было бы намного хуже для всех сейчас.
— Почему это именно сейчас публикуется, учитывая то, что война уже долго длится?
— Публикует американская левоориентированная пресса, которая в последнюю очередь заинтересована, чтобы политические очки Нетаньяху какие-то принести. Во-вторых, опять же, это сейчас в Израиле ни с точки зрения политической, ни с точки зрения практической особо никого не волнует. Это скорее ориентировано на какие-то внешние факторы, которые не очень связаны с Израилем, чтобы подтвердить в очередной раз то, что Иран ко всему этому причастен. Это нужно больше американцам, американской администрации, у которой нелады с собственным демократическим электоратом. С одной стороны, они помогают Израилю, поскольку Израиль союзник, евреев в Демпартии довольно много и сторонников Израиля. С другой стороны, вся эта ультралевая их тусовка резко против этого, и поэтому им надо убеждать прежде всего саму Америку в том, что Иран не очень хороший, а довольно-таки плохой. Ну и, соответственно, «Хезболла» Ливана, тоже сейчас по этому поводу очередная шумиха, что и в Ливане уже Израиль устраивает геноцид и так далее. Поэтому им как бы надо это прежде всего собственный демократический электорат вписывать.
Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи заявил, что Иран стремится к миру, однако готов к войне и не боится ее. Тегеран будет предпринимать усилия по установлению мира в секторе Газа и в Ливане, заявил сказал он на совместной пресс-конференции с иракским коллегой в Багдаде.
Израиль с 1 октября проводит наземную операцию против «Хезболлы» на юге Ливана и продолжает воздушные бомбардировки соседней страны, где погибли более двух тысяч человек, включая лидеров шиитского движения, более миллиона человек стали беженцами.
Несмотря на потери, «Хезболла» ведет наземные бои и продолжает ракетные обстрелы израильской территории. Главной целью военной кампании в Израиле называют создание условий для возвращения 60 тысяч жителей севера, эвакуированных из-за обстрелов, начатых «Хезболлой» год назад в поддержку палестинского движения ХАМАС.