На будущей встрече НАТО альянс обсудит политику в отношении России
Лента новостей
Американский чиновник, давший комментарий Politico, сообщил, что «настало время разработать новую стратегию с точки зрения конкретных позиций». Ничего более определенного представители НАТО пока не заявили. Каким может стать изменение политики НАТО в отношении РФ?
НАТО пересмотрит политику в отношении России. Министры обороны альянса обсудят это на встрече на будущей неделе, пишет Politico. НАТО все еще считает Россию «значительной и прямой угрозой безопасности» из-за военного конфликта с Украиной. А Москва называет расширение альянса на восток «экзистенциальной угрозой». Но НАТО не намерена отступать от Основополагающего акта 1997 года. Документ направлен на «создание стабильной, мирной и неделимой Европы». Об этом изданию заявил американский чиновник. Сам проект стратегии пока представлен не был.
Каким он будет и как изменятся отношения с Россией, рассказал председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
— Если речь идет об основополагающем акте Россия — НАТО 1997 года, который действительно продолжает формально действовать, то, вероятно, новая стратегия будет означать отказ от тех ограничений, которые в нем заложены. Основополагающий акт был документом, который на тот момент представлялся компромиссом на фоне неизбежного начала расширения НАТО на восток. Российская сторона расширению совершенно не радовалась, возражала, но исходила тогда из того, что это неизбежно, нужно получить какие-то гарантии в рамках расширения, чтобы были ограничены возможности по размещению боевых сил. Это стало предметом основополагающего акта, там, насколько я помню, зафиксировано было, что во вступающих новых странах — членах альянса не будут размещаться на постоянной основе военные силы НАТО. Это будет территория, на которую распространяются гарантии, но которая не несет дополнительную угрозу России. С тех пор прошло очень много лет, ситуация изменилась. Россия неоднократно указывала на то, что натовские страны искаженно интерпретируют основополагающий акт, нарушают его, тем не менее натовцы, по крайней мере формально, стремились к тому, чтобы не выходить за рамки, и те свои решения, которые принимались даже за последние два с половиной года по усилению присутствия в Восточной Европе, как-то упаковывали, что это не противоречит основополагающему акту. Сейчас ситуация в отношениях такова, что делать вид, что подходы 1997 года еще как-то действуют, наверное, бессмысленно. И я думаю, что речь в этих сообщениях как раз об этом — что НАТО приведет концепцию отношений к реальности. То есть Россия является противником, и, соответственно, все действия по размещению сил в Европе исходят из этого, а не из того, что надо себя как-то ограничивать. Я думаю, что речь идет об этом.
— То есть ожидается еще большее ужесточение отношений?
— Я не думаю, что ожидается еще большее ужесточение, мы подошли к грани, за которой уже не ужесточение, а прямой конфликт. Но то формальное состояние отношений, которое до сих пор присутствует, в том числе и в этом договоре, просто совершенно не соответствует реальности, я думаю, что они хотят привести в некое соответствие. А как дальше будет развиваться — это уже следующий момент. Те ограничения, которые, в общем, уже не соблюдаются, но как-то немножко висят и смущают, они хотят отметить, а дальше уже действовать более свободно.
Параллельно с этим в Киеве впервые всерьез заговорили о территориальных уступках России. «Американцы будут медленно, но уверенно устраняться» от оказания помощи Киеву. Прекращение конфликта «без уступок невозможно», утверждает Der Spiegel со ссылкой на некоего «высокопоставленного украинского чиновника», сообщает ТАСС.
Собеседник издания также признал, что люди на Украине «в действительности больше не хотят воевать», а представление о том, что можно одержать верх в конфликте с Россией, было «ошибочным».
Западные издания уже не раз писали об этом в течение недели. Но на официальном уровне Украина продолжает настаивать на том, что не откажется от своих требований вернуться к границам 1991 года.