Отсутствие ОСАГО будут отслеживать по камерам наблюдения
Лента новостей
Эксперимент начнется в следующем марте. Дорожные камеры, считывающие номера, будут отправлять их на сверку с базой ОСАГО. Владельцам авто без полиса будут на первом этапе приходить предупреждения, а затем и штрафы. Их размер и характер сейчас обсуждаются. В России без ОСАГО ездят 7-10% водителей
Водителей начнут штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО. Считывать нарушение будут дорожные камеры. Штрафовать будут не сразу — сначала проведут эксперимент — и ограничатся предупреждениями. Как это будет работать на практике?
Эксперимент по взысканиям за отсутствие полиса ОСАГО начнут 1 марта, в проекте, который согласовали в правительстве, на это заложен год. На время тестов водителям без полиса будут приходить предупреждения на «Госуслуги», дескать, мы вас заметили, и скоро за такое будут накладываться штрафные санкции. Если эксперимент пойдет удачно, никто не будет ждать целый год и мера заработает пораньше.
Принцип выявления нарушающих водителей прост: камера фиксирует весь поток машин, считывает номера, направляет их на проверку в базу данных ОСАГО. Есть по этому номеру полис — снимок удаляется, водителя не трогают, нет полиса — направляется письмо. Обсуждалось два варианта — либо штрафовать каждый день, гарантированно и небольшими суммами, пока водитель не купит полис, либо действовать по-старому и ловить водителя периодически, но зато кратно штрафы увеличить. Потом подумали, что можно совместить, говорит президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев:
Евгений Уфимцев президент Всероссийского союза страховщиков «Информационная система страховщиков передана в информсистему Банка России, чтобы проверить, нет ли ошибок и проблем во взаимодействии между двумя системами, поэтому предложено на первом этапе начать проверку с использованием именно предупреждений. И эксперимент, когда мы говорим — в течение года, не значит, что он до конца года будет идти. Если на первых этапах сразу будет понятно, что система работает без сбоев, я думаю, что штрафы могут включить и раньше. На сегодняшний момент существуют два правильных трека: повышение штрафов через второе нарушение, и он правильный и справедливый, думаю, что в ближайшее время заработает, и предупреждение тотальное по всем проезжающим по камерам — это отдельный трек, чтобы дисциплинировать водителей, которые вдруг на один день, условно говоря, забыли и не продлили полис».
По подсчетам страховщиков, на российских дорогах без ОСАГО передвигаются 7-10% водителей, это до 3,5 млн человек. Принцип ОСАГО в том, что все водители должны быть застрахованы за счет других, получается, что каждый десятый автовладелец портит жизнь остальным. Понять их тоже можно — некоторые не покупают полис, так как штрафы за его отсутствие сейчас относительно небольшие — от 500 до 800 рублей, в то время как сам полис стоит гораздо больше, в зависимости от стажа и показателя аварийности водителя. А теперь подумайте — часто ли вас останавливает пост ДПС для проверки документов? Патрулей на дорогах в последние годы стало намного меньше, и многие водители подумали, что контроля теперь нет.
С другой стороны, предупреждения, а потом и штрафы будут высылать раз в сутки. Даже 800 рублей в день — это 25 тысяч в месяц. А средняя стоимость ОСАГО по стране сейчас — 7,5 тысячи. Ворох уведомлений, как считают инициаторы, сработает по принципу «вода камень точит и заставит все-таки водителя полис купить. Нужно будет учесть только несколько моментов, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Если мы говорим о камерах как о железе, то они были готовы давно, в 2023 году еще проводилась гармонизация баз данных. И здесь кроется главный камень преткновения, вопрос в базе данных. По мнению МВД, нужно сначала было гармонизировать базы данных, чтобы не было ложных срабатываний, и только потом вводить эту систему. Я считаю, что позиция МВД была абсолютно правильной, взвешенной, если хотите, даже человечной. Страховщики говорят, что если эксперимент будет положительным, если жалоб будет немного, то мы этот эксперимент не будем растягивать на год, а сократим и уже тогда включим, по-настоящему будут приходить штрафы. Я бы с этим поспорил, потому что, если люди сейчас будут получать предупреждение через «Госуслуги», даже если они несправедливые, вряд ли кто-то будет их оспаривать. Немножко такая рыхлая конструкция. Еще одна рыхлость этой конструкции заключается в том, что проверять-то будут кого? Владельца, а не человека, который управляет автомобилем».
Перед тем как перейти к штрафам, нужно будет внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях.
В нем как раз и пропишут, что штраф за отсутствие полиса может приходить не чаще одного раза в день. Изменения к КоАП планируется подготовить уже к 1 ноября.