В Госдепе США надеются на мир «в не столь отдаленном будущем». Комментарий Георгия Бовта
США надеются на скорое начало урегулирования конфликта на Украине
Лента новостей
Теоретически военно-финансовый кризис может еще сильнее провоцировать разговоры о переговорах, однако их реализации мешают незыблемые пока политические установки союзников Киева, отмечает политолог
Соединенные Штаты рассчитывают на скорое начало дипломатического урегулирования конфликта на Украине, заявил первый заместитель госсекретаря США Курт Кэмпбелл. «Надеюсь, что в какой-то момент в не столь отдаленном будущем мы окажемся в каком-то дипломатическом взаимодействии», — сказал он. Кэмпбелл также признал, что в Вашингтоне были поражены темпами наращивания оборонно-промышленного комплекса России. В США, по его словам, это вызывает тревогу. В середине июня президент России Владимир Путин заявил, что Россия готова к переговорам с Украиной при условии вывода украинских войск из Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, международного признания этих регионов и Крыма частью России, отказа Киева от вступления в НАТО и снятия международных санкций. На днях канцлер Германии Олаф Шольц сказал, что западным странам необходимо создать все условия, чтобы на следующей мирной конференции по Украине присутствовали представители Москвы и Киева. Что стоит за этими заявлениями?
На фоне периодических заявлений о возможности переговоров по Украине на текущий момент и в краткосрочном плане союзники Киева обсуждают лишь масштабы и форматы новой военной помощи и военных действий. Так, новый генсек НАТО Марк Рютте с первым же визитом отправился именно в Киев. Разумеется, Владимир Зеленский вновь ставил вопрос о членстве в НАТО, но даже генсек — это не тот человек, который уполномочен дать на это четкий и окончательный ответ. Рютте выразился так: «Я думаю, что настанет день, когда Украина станет полноправным членом НАТО». А Россия, мол, в этом вопросе не имеет права голоса и права вето. Генсек обсудил более конкретные вопросы поставок дополнительных средств ПВО.
При этом другая просьба Киева — о том, чтобы сбивать российские ракеты и самолеты с территории прилегающих стран НАТО над территорией Украины, — была отклонена. Хотя украинский лидер проводил аналогию с Израилем: ему же, мол, союзники помогают сбивать иранские ракеты. Не дано окончательного ответа и по разрешению ударов западным дальнобойным оружием вглубь России. Рютте лишь повторил, что данный вопрос будет обсуждаться на саммите формата «Рамштайн» в Германии, на который с 10 по 12 октября приедет Джо Байден. Похоже, что какое-то решение — пусть и с оговорками — все же там созреет. Там же будет дана и оценка «плана победы Зеленского», представленного недавно в США. Пока оценки его, судя по утечкам в прессу, сдержанные, но найдены, мол, какие-то отдельные конструктивные моменты. Заявления о возможности переговоров на этом фоне как-то пока явно теряются.
В свою очередь, замглавы МИД РФ Сергей Рябков подробнее высказался о китайско-бразильской мирной инициативе под названием «Друзья мира», к которой присоединились 17 стран. Он заявил, что Москва приветствует «усилия тех, кто себя видит в качестве посредников или помогает переговорному процессу, но только при понимании, что эти усилия приведут, во-первых, к пересмотру Киевом его абсолютно нереалистичной, деструктивной позиции об отказе от переговоров с Москвой, во-вторых, приведут к отказу от попыток навязать что-либо Москве, тем более в ультимативной форме», как это пытается предпринять Запад. А вообще-то, авторы инициатив по урегулированию конфликта, указал Рябков, должны обращаться «в первую очередь к киевскому режиму и его спонсорам». Возможности прямых переговоров Москвы и Киева Рябков сейчас не видит. Возможно, некий предварительный компромисс мог наклюнуться в результате контактов «Друзей мира» и «группы Рамштайн», но пока таковых не намечается, а оценка со стороны ЕС китайско-бразильского плана из шести пунктов о заморозке конфликта по линии фронта оказалась прохладной. Там заявили, что он не вполне соответствует Уставу ООН. В Кремле же холодно прокомментировали слухи о возможности телефонного разговора Владимира Путина и Олафа Шольца: дескать, запроса от Берлина не было.
Тем временем среди союзников Украины вновь начались алармистские заявления на тему «Ой, нету денег!», и под угрозой якобы могут оказаться военные поставки на следующий год. Подавляющая часть военной поддержки Украины в 2025 году связана с соглашением G7 о предоставлении кредитов на 50 млрд долларов под гарантии из прибыли, полученной от замороженных российских суверенных активов. Еще не согласованы все детали, США хотят заверений ЕС, что санкции с этих активов не будут сняты в обозримом будущем. Однако даже 50 млрд, по мнению некоторых политиков в ЕС, может не хватить для удовлетворения всех потребностей Украины. И тогда союзникам придется расширять рамки финансирования, напрягаться и вводить элементы «военной экономики», чего они не хотят. Проблема усугубляется бюджетным дефицитом Украины в 19% от ВВП в следующем году. Это дыра в 35 млрд долларов.
Теоретически военно-финансовый кризис может еще сильнее провоцировать разговоры о переговорах. Однако их реализации мешают незыблемые пока политические установки союзников Киева. Их тоже сформулировал вышеупомянутый Курт Кэмпбелл: «Для западной коалиции ставки настолько высоки, что она не может допустить, чтобы Россия или Китай могли выйти из всей этой ситуации с осознанием того, что они могут повторить опыт Украины где-либо в другом месте».