Компанию — разработчика процессоров «Эльбрус» передали во внешнее управление
Лента новостей
Управлять компанией МЦСТ будет производитель других российских процессоров «Скиф» — компания «Элвис», пишут «Ведомости». Хотя, по словам экспертов, проблемы перед этими структурами стоят одинаковые
Причиной передачи МЦСТ во внешнее управление могло стать то, что производитель процессоров «Эльбрус» мог сорвать гособоронзаказ из-за того, что сама МЦСТ столкнулась со срывом поставок, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в Минпромторге и на IT-рынке.
Своих фабрик у МЦСТ нет. Используя наработки еще советских времен, в свое время компания разработала для «Эльбруса» российскую независимую архитектуру. По словам экспертов, хорошую, современную. Но сами процессоры для МЦСТ годами выпускала тайваньская TSMC — крупнейший контрактный вендор полупроводников в мире. Там собираются почти все процессоры почти для всех компаний в мире. Но на данный момент TSMC отказывается работать с российскими заказчиками. Соответственно, она перестала производить процессоры «Скиф» и для компании «Элвис» (история которой тоже уходит к началу 1990-х).
Прямыми конкурентами МЦСТ и «Элвис» не являются. «Эльбрус» — универсальный процессор, который можно поставить почти куда угодно. «Скиф» имеет более узкую направленность. Если совсем упрощать, эти процессоры применимы для средств связи. Но проблемы у них одни. Продолжает блогер, популяризатор отечественной микроэлектроники Максим Горшенин:
Максим Горшенин блогер, популяризатор отечественной микроэлектроники «Это уникальные продукты. Действительно, это очень хорошие продукты — что «Скиф», что «Эльбрус». Все встало, потому что у нас нет современных норм по производству процессоров. Современные — это хотя бы 28 нанометров. На сегодня у нас серийные — это 180 нанометров. 28 нанометров обещают разработать в ближайшее время, где-то к 2030 году. До этого момента мы можем выпускать либо по старым технологиям самостоятельно, либо выпускать на зарубежных фабриках — нам необязательны суперкрутые нормы: 3 нанометра, 2 нанометра. Фабрики строятся. Вот когда построятся, тогда это все будет перенесено. Даже сейчас у нас был опыт на «Микроне», в тестовом режиме работает линия по 90 нанометрам, и в 2014 году закончились опытно-конструкторские работы по переносу процессора с тайваньской фабрики TSMC на российскую фабрику «Микрон», производимую по технологии 90 нанометров. У МЦСТ этот процессор называется «Эльбрус-2СМ».
Перед производителями, очевидно, стоит задача по переносу производства современных процессоров в Россию, указывает руководитель конструкторского бюро «Робототехника» в МИЭТ Станислав Шепелев:
Станислав Шепелев руководитель конструкторского бюро «Робототехника» в МИЭТ «Я думаю, в данной ситуации введение внешнего управления — это отчасти вынужденная мера. Да, произошел, возможно, срыв одного из оборонзаказов, но в то же время нужно сделать так, чтобы не потерять то, что уже разработано на данный момент. И, наверное, при внешнем управлении будет проще организовать процесс переноса производства процессоров на российские производственные мощности».
Однако, если проблема перед двумя компаниями одна и она очень трудно решаема, непонятно, почему один производитель справится лучше другого, отмечает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов:
Андрей Блинов аналитик ICT-Online.ru «Архитектура «Эльбруса» уникальна и автономна уже сейчас, производство «Эльбруса» на тех процессах, которые есть сейчас, в России налажено. Производить более современные процессоры в России на данный момент невозможно. Возможно только контрактное производство за границей. Поэтому введение внешнего управления никак не повлияет в данном случае на производство процессоров».
В успехе не уверен и аналитик телеграм-канала Rusmicro Алексей Бойко:
Алексей Бойко аналитик телеграм-канала Rusmicro «Может быть, кому-то захотелось объединить эти коллективы, чтобы они могли обменяться компетенциями. Такой подход иногда работает, а иногда он просто дробит один из коллективов. Поэтому что получится — сказать трудно. Конечно, управление такого рода лучше, чем просто закрыть компанию, если у нее, например, возникли какие-то большие задолженности. В этом плане это, безусловно, попытка спасти бизнес. Но будет ли она успешной, заранее утверждать сложно».
С другой стороны, по словам экспертов, в аналогичной ситуации — при срыве гособоронзаказа — речь могла бы идти и о том, что у компании, которая допустила такое, могли бы вообще все отобрать, а против ответственных лиц еще и возбудить несколько уголовных дел. Здесь же даже по косвенным признакам речь идет о попытке сохранить созданные наработки и ускорить развитие российской микроэлектроники.