16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
30 сентября 2024, 20:03 Общество

Водители такси уходят в «серое» поле

Лента новостей

В соцсетях и мессенджерах появляется все больше чатов и групп для вызова такси в обход агрегаторов. Причина — резко возросшие требования к самозанятым и высокие комиссии агрегаторов. Впрочем, проблема выглядит надуманной, и серьезного оттока водителей и пассажиров не ожидается, считают эксперты

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

В соцсетях и мессенджерах появляется все больше чатов и групп для вызова такси, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные аналитического агентства «Прессиндекс».

О растущем «сером» поле рынка такси журналисты узнали неожиданно. Письмо гендиректора АНО «Цифровые платформы» в адрес премьера Михаила Мишустина касалось цифровизации разрешительных процедур в сфере такси, однако внимание привлекли подсчеты аналитического агентства «Прессиндекс», приведенные в письме. Данные такие: в мессенджере Telegram действуют 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси, в соцсети «Вконтакте» — почти 4 тысячи групп. О том, как они работают, рассказывает водитель такси, автор телеграм-канала Protaxi Егор:

Егор водитель такси, автор телеграм-канала Protaxi «Таксисты обычно в пределах одного города имеют общегородской чат или даже два-три чата в Telegram и в WhatsApp. И, как правило, в этих чатах изначально обсуждалась информация, где стоит какой экипаж ДПС, где перекрытия, где, может быть, работают транспортники, проверяют документы и все такое прочее. Но постепенно в эти чаты стали добавляться еще и потенциальные пассажиры, где размещают предполагаемые поездки, и водители эти поездки берут. Раньше это было не так ярко выражено, потому что единственное, что смущало водителей, — это высокая комиссия агрегаторов, то есть агрегаторы берут 15-20%, бывает, даже 30% и более комиссии, это очень много. Но сейчас к этому добавилось еще и жесткое государственное регулирование служб такси. Все те требования, которые сейчас предъявляются независимыми перевозчиками, взяты из старых норм для больших таксопарков, когда есть возможность прийти в таксопарк, получить машину, осмотренную механиком, пройти предрейсовый контроль медика и спокойно выйти на линию. К сожалению, в нынешних реалиях это невозможно, это никак не способствует безопасности поездки, и проще от этого регулирования уйти. И поэтому в данных телеграм-каналах их стало больше, там появляются именно группы пассажиров в пределах района города или в пределах небольшого города, водители берут эти заказы и вывозят. Поездка для пассажира будет дешевле процентов на 20, а для водителя она будет выгоднее, соответственно, процентов на 15».

Причины оттока водителей в «серое» поле — в непомерном, по их мнению, регулировании сферы такси со стороны государства. Водителям не нравятся возросшие требования к техосмотрам и медицинским проверкам, к цветографическим маркировкам машин, к росту цен на коммерческие полисы ОСАГО — сейчас таксистам он обходится в 26-30 тысяч рублей. Пассажирам же не нравится рост стоимости поездок — по данным Росстата, за июль 2024 года проезд в расчете на 1 километр вырос год к году на 26%, до 43 рублей.

Стоимость на поездки выросла не потому, что агрегаторы такие жадные, а по объективным причинам — из-за роста стоимости самих автомобилей, возросшей стоимости ремонта и обслуживания, из-за постоянно растущих ставок утильсбора. Очередное повышение, к слову, — с 1 октября.

Впрочем, вряд ли чаты и группы с заявками и предложениями подвезти станут адекватной альтернативной. Любой мало-мальски привычный к комфорту пассажир, который все последние годы пользуется приложениями агрегатора, вряд ли полезет в такие чаты — он не будет знать, ни кто его повезет, ни на чем. Проверяли ли водителя перед тем, как он сел за руль? Осматривали ли машину перед рейсом? В случае острых ситуаций, ДТП и конфликтов куда жаловаться и обращаться? Такое «серое» поле, будь оно реально работающим и работающим повсеместно, отбросило бы нас на 20 лет назад, но этого не произойдет, уверен гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников:

Вадим Мельников гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» «В чатах удобство и скорость, возможности, мне кажется, в разы ниже, чем у привычных приложений. И смысла, наверное, ими пользоваться глобально нет, потому что там будет дольше время подачи, меньше комфорта и удобства. Если человек хочет найти более рискованный и более дешевый способ, он его всегда найдет. Может выйти ночью к дороге, поднять руку, чисто теоретически ловить машину. Непонятно, зачем это делать. Если это только исключительно стремление к какой-то сиюминутной выгоде, то в принципе, мне кажется, современные сервисы предоставляют широкий ассортимент с точки зрения цен, потому что там есть разного рода тарифы. Была введена цифровизация, остается на контроле, особенно на столичном рынке, регулирование таксомоторного парка, и представить себе, чтобы люди добровольно вернулись в те времена, когда там был хаос, сложно. Мне кажется, что это немного надуманная проблема».

Проблема оттока водителей и пассажиров из легального поля кажется надуманной и по другой причине. Беглый осмотр подобных чатов по разным городам показал: все подобные группы со временем превращаются в доску объявлений, рассылку спама, рекламу интим-услуг, легкого заработка и прочего. Найти там настоящие заявки и объявления — это все равно что искать иголку в стоге сена.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию